Детские психологические травмы

Содержание
  1. Исцеляющие отношения для излечения детской травмы
  2. Результаты эмоционального насилия многогранны
  3. Корректирующий эмоциональный опыт
  4. Инсценирование травмы и корректирующий эмоциональный опыт
  5. Искусство учит нас утрате и искупительной силе человеческих отношений
  6. Факты о корректирующем эмоциональном опыте
  7. Психологическая травма в детстве и их последствия у взрослых. Лечение психологических травм в Москве
  8. Что такое детская психотравма?
  9. Детские психотравмы у взрослых: причины формирования
  10. Как проявляются детские психологические травмы у взрослых
  11. Детская психологическая травма
  12. Причины детской психологической травмы
  13. Смерть близкого человека
  14. Болезнь, перенесенная в детстве
  15. Психологическое или физическое насилие
  16. Предательство взрослого
  17. Недостаток родительского внимания
  18. Школьная травля
  19. Последствия детской психологической травмы
  20. Постоянные страхи
  21. Панические атаки и расстройства
  22. Неуверенность в себе
  23. Недоверие к людям и жизни
  24. Психологическая травма детства: чем опасны стрессы в юном возрасте
  25. Причины детских психотравм
  26. Директива 1. «Лучше бы ты не появился на свет»
  27. Директива 2. «Посмотри на других детей и стань похожим на них»
  28. Директива 3. «Ты уже взрослый, а ведешь себя, как ребенок»
  29. Директива 4. «Для нас ты всегда будешь маленьким»
  30. Директива 5. «Перестань мечтать, а начти действовать»
  31. Директива 6. «Прекрати ныть и стань хладнокровным»
  32. Директива 7. «Нельзя никому доверять»
  33. Чем опасны детские психологические травмы: последствия
  34. Как помочь ребенку пережить травму: психологическая помощь
  35. Как излечить психологические травмы детства и психологические комплексы
  36. Причины психологической травмы
  37. Жизненные сценарии
  38. Негативные установки (директивы)
  39. Но насколько сильно влияют психологические травмы на сегодняшнюю жизнь?
  40. Что же делать с детскими психологическими травмами?
  41. Учиться заботиться о себе

Исцеляющие отношения для излечения детской травмы

Детские психологические травмы

Детские психологические травмы имеют сильные последствия и, как правило, на всю жизнь оставляет множественные отпечатки на разуме и теле.

Травматические переживания не всегда физические – эмоциональная травма также может быть отравляющей. Родитель или опекун может отвергать ребенка или едва признавать его существование. Постоянный недостаток внимания или отсутствие интереса к достижениям ребенка оказывает негативные воздействия. Постоянное унижение разрушает ребенка, а беспрерывные угрозы вселяют страх.

Результаты эмоционального насилия многогранны

Биологически серьезный ранний стресс ведет к изменениям в гормонах гипоталамуса мозга, а именно кортикотропина-рилизинга-фактора (КРФ), главного регулятора реакции на стресс. Результатом является постоянно повышенная гормональная реакция на стресс.

Психологически ребенок часто отстает в интеллектуальном, эмоциональном и социальном развитии. Повзрослев, такие люди не способны доверять другим. Поскольку они боятся отношений, они могут казаться отрешенными, словно не нуждающимися в других.

Корректирующий эмоциональный опыт

Корректирующий эмоциональный опыт изначально был описан как ключевой фактор долгосрочной психотерапии, но таким опытом также могут стать отношения с другим важным человеком, реагирующим иначе, чем родитель, нанесший травму.

Спустя время травмированные люди развивают – после многочисленных попыток – достаточную веру в постоянство и принятие, уважительное отношение со стороны другого важного человека к их психологическим потребностям.

Таким образом, они чувствуют себя в безопасности для раскрытия своих глубочайших чувств. Теперь при возникновении эмоциональных ситуаций, схожих с ситуациями из детства, они могут обрабатывать их по-новому, в более здоровой манере.

Этот опыт помогает исправить ущерб, нанесенный травмами прошлого. Это может помочь отстающей личности стать свободной, расти и развиваться.

Инсценирование травмы и корректирующий эмоциональный опыт

Недавний минисериал «Молодой папа»: на примере его героя мы можем видеть результаты травмирующего опыта, а также возможность корректирующего эмоционального опыта.

Травма. Ленни Белардо, маленький ребенок младшего школьного возраста, отправлен его родителями-хиппи в католический приют, где и оставлен. Нам неоднократно показывают его воспоминания о том, как от него отказались, а также новые воображаемые ситуации, в которых его бросают.

Возвращение травмы во взрослой жизни. Повзрослев, Ленни отстает в эмоциональном развитии. Он избегает эмоционально близких отношений с другими и говорит, что выбрал путь священника, чтобы защитить себя от боли человеческих отношений. 

Мы знакомимся с ним, мужчиной среднего возраста, недавно – и неожиданно – избранного Папой. Будучи Святым Отцом всех католиков, он повторяет родительское отношение и жестокость, которые испытал.

Он становится отвергающим отцом, никогда не позволяя католикам видеть его лица. Он настаивает, что они должны строить отношения с Богом, а не с людьми наиболее важными в их жизни.

Он поручает своим кардиналам не обращаться к людям, а отрешиться от них, объясняя, что это сделает их более верующими католиками.

Становится более убедительным, когда он говорит группе детей, что дождь начался, потому что они, должно быть, сделали что-то плохое, что разозлило и расстроило Бога. Это дублирует мысли Ленни: возможно, он думает, что он или его плохое поведение виноваты в том, что родители бросили его.

Корректирующий эмоциональный опыт. Есть один человек – кардинал, которого Ленни знает еще с дней семинарии и которого считает своим наставником. Как Папа, Ленни просит его совета в решениях, которые он должен принять.

Кардинал из зависти, так как он сам не был избран папой, отвечает Ленни гневом и отказом, повторяя первую изначальную травму Ленни.

Когда кардинал переосмысливает свою реакцию и просит прощения, Ленни отвечает холодностью и непринятием.

Через некоторое время кардинал заболевает неизлечимой болезнью. Ленни с осторожностью снова обращается к нему. Теперь кардинал обращается с ним уважительно и готов помочь. Они рассуждают об интеллектуальной основе церковной догмы, однако происходят еще кое-какие вещи. Связь между ними возобновляется на еще более глубоком уровне ­– теперь это отношения эмоционально равных людей.

Когда кардинал находится на смертном одре, он просит Ленни о чем-то необходимом ему для духовного комфорта, о чем-то дорогом, том, что Ленни должен держать в секрете. Когда Ленни преподносит ему этот подарок, кардинал спокойно умирает.

Этот корректирующий эмоциональный опыт заставляет Ленни рыдать, чувствовать любовь и боль утраты жизненно важных человеческих отношений. Он смог испытать отдачу от реальных отношений между людьми, которых ранее не мог достичь.

Искусство учит нас утрате и искупительной силе человеческих отношений

Искусство может научить нас познавать себя и других людей. Если мы все делаем правильно, оно приносит нам эмоциональную связь и погружает нас в ситуации, в которых мы встречаем людей, отличающихся от нас и живущих совершенно другой жизнью. Помимо развлечения, именно это и является причиной, по которой мы что-либо смотрим или читаем.

Например, как психиатр-романист, я тщательно подбирала слова в романе «Конец чудес», чтобы помочь читателю представить себе и внимательно пронаблюдать за чувствами и мыслями психологически уязвимой женщины, когда она реагирует на горе и утрату.

Драматические эпизоды показывают силу отношений в обретении понимания и исцеления.

Использование слов и техник, которые помогают приблизить читателей к происходящему и привлекают их воображение, позволяет им получить более глубокий, более насыщенный опыт от историй и персонажей.

В телевизионной среде визуальное изображение фантазий и воспоминаний Ленни, пронизывающих его повседневную жизнь, показывает, как чьи-то травмы и внутренний мир теряют значение в будничной рутине.

Прекрасный и психологически полный сценарий, творческий подход режиссера, сильная кинематография и блестящая игра Джуда Лоу собраны воедино, чтобы окунуть нас в глубинный опыт потери и корректирующие возможности в человеческих отношениях.

Факты о корректирующем эмоциональном опыте

Корректирующий эмоциональный опыт – это не единичное магическое явление. Одного такого момента никогда недостаточно. Это отношения, в рамках которых возможно наступление нескольких таких моментов, что позволяет развиться доверию.

И хотя одним из таких корректирующих эмоциональных опытов является долгосрочная психотерапия, последовательные эмпатические отношения со значимым человеком могут стать мощной движущей силой перемен в чьей-либо жизни.

Это никогда не будет легко для другого значимого человека, который снова и снова неизбежно будет испытывать на себе тяжесть злости и недоверия от человека, перенесшего травму.

Такие отношения и переживания могут помочь преодолеть последствия психологической травмы – возможно, не в полной мере, однако этого будет достаточно для того, чтобы жить, принимая любовь и радуясь ей.

Моника Н. Старкман, врач, доцент, почетный профессор психиатрии Мичиганского университета. Ее роман «Конец чудес» в увлекательной форме раскрывает сложность и силу человеческого разума

Источник: https://vadimkurkin.com/blog/biblioteka-psikhologii/istselyayushchie-otnosheniya-dlya-izlecheniya-detskoy-travmy/

Психологическая травма в детстве и их последствия у взрослых. Лечение психологических травм в Москве

Детские психологические травмы

Сложные ситуации, оставшиеся без решения в детском возрасте, могут приводить к нарушению психики, формированию психотравмы. Детские психологические травмы у взрослых напоминают о себе через многие годы жизни.

В Юсуповской больнице врачи помимо медкаментозного лечения и программы реабилитации, проводят комплексную терапию. С пациентом работает психолог, который выявляет истинную причину психотравмы.

Что такое детская психотравма?

Формирование детской психологической травмы обусловлено интенсивным стрессовым воздействием, чрезмерным по сравнению с возможностями защитных механизмов психики малыша. Определенные обстоятельства, возникшие в зрелом возрасте, могут инициировать проявление детских психотравм у взрослых людей.

При психологической травме у ребенка пропадает ощущение безопасности и комфорта, которые окружали его ранее. Его охватывает страх, бессилие, беспомощность перед переменчивым и неопределенным внешним миром. То, что еще вчера приносило ощущение покоя, уверенности, сменилось сегодня болью и страданием.

Дети, находящиеся в стрессовых ситуациях, составляют группу риска, так как их надломленная психика не в состоянии противостоять негативным внешним факторам.

Травматический опыт не всегда имеет физический характер. Основными его критериями являются интенсивность и сила, которые вызывают появление эмоционального отклика в индивидууме. Чем выше интенсивность отрицательного влияния события, тем выше вероятность формирования травмы.

Однако не все неприятные ситуации способны травмировать психику ребенка. Урон психическому здоровья наносят лишь события, являющиеся для него значимыми, важными. При частом их повторении здоровые дети могут в будущем стать невротически больными взрослыми.

Детские психотравмы у взрослых: причины формирования

Психологи выделяют следующие потенциальные источники детской психологической травмы:

  • уход одного из родителей из семьи, развод. Нередко в таких ситуациях взрослые манипулируют друг другом, ребенок для них является орудием управления и мести. Ребенок невольно оказывается перед сложным выбором: принимая сторону одного из родителей он отделяется от другого;
  • неблагонадежная среда обитания. Опасность имеет не обязательно физический, осязаемый характер. Психотравма у ребенка может сформироваться в результате постоянных конфликтов в семье и школе, морального давления, прессинга, латентных конфликтов, угнетающей тяжелой атмосферы;
  • серьезное заболевание или уход из жизни членов семьи или близких друзей. Смерть близких людей может спровоцировать у ребенка неуверенность в безопасности и постоянстве внешнего мира;
  • дефицит родительского внимания. Для каждого ребенка важно ощущение безусловной любви и собственной необходимости от близких ему людей. Пока ему сложно понять слова, которыми выражают свою любовь взрослые, основные показатели их привязанности для малыша заключаются в уходе, внимании и поступках родителей. Дети, лишенные должного внимания, растут отчужденными и отверженными, они чувствуют себя никчемными и никому не нужными;
  • директивы: личные установки, с которыми родителям малыша так и не удалось справиться самим, перебороть их негативное влияние, они используют для закладки сценария всей последующей жизни своего ребенка. Любая родительская директива, заложенная в детскую психику, может вызвать отрицательные последствия в зрелом возрасте: сформировать многочисленные комплексы, неуверенность в себе, низкую самооценку, неумение коммуницировать с другими людьми.

Как проявляются детские психологические травмы у взрослых

Любой всплеск травматических переживаний является нормальным и естественным явлением, так как весьма ожидаемо реагировать на негативные события, которые наносят урон психике.

Истинные детские психологические травмы у взрослых могут проявляться следующими психологическими признаками:

  • шоковым состоянием, унынием, апатией, безрадостностью, подавленностью. Эти состояния могут наблюдаться в течение довольно продолжительного времени без наличия явных на то причин;
  • беспричинными скачками настроения, веселость может сменяться яростью и раздражением;
  • появлением чувства стыда, вины. Человек обвиняет себя, ищет в себе причины, которые приводят к негативным последствиям;
  • ощущением тревожности, страха, развитием боязни несущественного, психологических фобий – человека пугает тишина, темнота, громкие звуки, чужие незнакомые люди, большое скопление народа, одиночество;
  • человек чувствует себя заброшенным, ненужным, ущербным.

Кроме того, о детской психотравме можно говорить при наличии следующих физиологических симптомов:

  • ночных страхов, кошмаров, бессонницы;
  • повышенного сердцебиения, тахикардии;
  • хронических болей, без существующих на то причин;
  • утомляемости, постоянной усталости, бессилия;
  • ухудшения памяти и нарушения внимания;
  • мышечных зажимов, напряжения.

Детская психологическая травма

Детские психологические травмы

Характер

Детская психологическая травма относится к таким явлениям, которые сложно поддаются коррекции, требуется немало времени и терпения для ее преодоления.

6 063 25 октября 2016

Детская психологическая травма относится к числу таких явлений, которые сложно поддаются коррекции. Требуется немало времени и терпения, чтобы в полной мере их преодолеть. Детская психика устроена таким образом, что в ней надолго задерживаются любые впечатления, которые вызвали сильный эмоциональный отклик.

Детские переживания, как правило, нами и не осознаются, так как не все дети помнят, что с ними произошло в три-четыре года. Между тем, события детства могут оказывать существенное влияние на формирование мировоззрения, характера, различных страхов и сомнений.

Современные психологи утверждают, что почти у каждого человека в раннем возрасте происходили негативные события, нанесшие серьезный отпечаток на сознание.

Причины детской психологической травмы

У всякого явления имеются свои причины. Психологическая травма часто формируется под влиянием ряда обстоятельств и событий, которые разрушительным образом воздействуют на детскую психику.

Чтобы преодолеть ярко выраженные проявления травмы, нужно разобраться в тех событиях, которые ее вызывают. Очень часто внимательное отношение взрослого к ребенку поможет предупредить развитие детской психологической травмы.

Она опасна не столько сама по себе, сколько своим разрушительным действием на внутренний мир маленького человека.

Смерть близкого человека

Если в раннем детстве или подростковом возрасте ребенок потерял одного из родителей, это обязательно скажется на его психическом здоровье. Такой ребенок будет страдать тревогами, чувствовать, что мир представляет для него неминуемую опасность.

Смерть близкого человека в детстве воспринимается как величайшая катастрофа, трагедия, от которой не существует никакого избавления.  Ребенок может долгое время считать, что родитель нарочно покинул его, даже обижаться за безвременный уход.

Ребенок, перенесший смерть близкого родственника, чувствует себя в мире очень одиноким, ничем не защищенным, неспособным противостоять суровым обстоятельствам судьбы.

Болезнь, перенесенная в детстве

Когда ребенок серьезно заболевает в детские годы, то учится воспринимать себя как слабое и безвольное существо. Он, став взрослым, продолжит с недоверием прислушиваться к своему организму, пытаясь найти значимые признаки нездоровья. Между тем, перспективы и возможности такой личности будут, конечно, проходить мимо.

Скорее всего, и в сознательном возрасте его будут окружать недомогания. Нередко у личности в результате серьезной болезни в детстве развивается общий страх перед любыми проявлениями нездоровья. Так формируется зависимая, излишне тревожная личность, которая не умеет принять на себя ответственность за все, что с ней происходит.

Психологическое или физическое насилие

К сожалению, детские впечатления могут быть не только радужными и прекрасными. Если над ребенком совершалось какое-либо насилие, то это заставит его впоследствии относиться к жизни более настороженно и недоверчиво.

Насилие физического плана заставляет учиться драться, вырабатывать в себе злость и агрессивность. Мягкий по природе ребенок будет испытывать значительные затруднения, перестанет относиться с уважением к окружающим.

Он все внимание сосредоточит на своем внутреннем состоянии, постарается избежать очередной расправы.

Психологическое насилие опасно тем, что побуждает личность постоянно искать возможные опасности и избегать их. В результате человек теряет веру в себя, свои возможности, не верит в счастливое будущее.

Если ребенок с детства привыкает слышать насмешки и едкие замечания окружающих, то начинает относиться к себе плохо, считать неудачником. Такой человек вряд ли отважится решиться изменить какую-либо ситуацию, которая его не устраивает.

Оскорбления наносят непоправимый урон детской психике: ребенок становится тревожным, мнительным, замыкается в себе.

Нередко дети становятся свидетелями несправедливого отношения взрослого к ним. Развод родителей – наиболее частая причина формирования психологической травмы. Ребенок воспринимает уход из семьи одного родителя (чаще отца) как предательство.

Впоследствии ему будет очень трудно построить честные доверительные отношения со сверстниками. Предательство взрослого как будто показывает ему, что верить никому нельзя, ведь даже самые близкие люди могут обмануть.

Уход из семьи близкого родственника воспринимается не иначе как катастрофа, расстраивает всю благоприятную картину мира малыша.

Недостаток родительского внимания

Не все дети в полной мере испытывают на себе родительскую заботу и внимание. Есть и такие ребятишки, которых не любят, не проявляют к ним значимого участия. Речь вовсе не идет о детях-сиротах, проживающих в детских домах.

Недостаток родительского внимания может присутствовать и во внешне благополучных семьях. Ребенок оказывается предоставленным самому себе и испытывает крайнюю неудовлетворенность от того, что к нему не проявляется участия.

Все дети, независимо от возраста, хотят чувствовать себя нужными и любимыми.

Школьная травля

К сожалению, некоторые дети испытывают на себе жестокие проявления буллинга. Школьная травля опасна тем, что подрывает веру ребенка в себя, заставляет становиться агрессивным и беспокойным.

Большой урон детской психике наносят издевательства и насмешки сверстников. Ребенок зачастую не понимает, почему с ним так обращаются, не может достойно ответить обидчикам.

Он учится прятать свои желания и мечты глубоко в душе, не показывает никому собственных истинных чувств, не ищет возможностей для роста и развития.

Последствия детской психологической травмы

Наличие психологической травмы всегда приводит к последствиям,  оказывает пагубное влияние на всю последующую жизнь. Маленький человек, став взрослым, будет проносить в своем сознании травмирующие события прошлого. Именно такой опыт часто не дает личности развиваться, жить полноценно. Какие могут быть последствия психологической травмы?

Постоянные страхи

Детская психика очень быстро начинает реагировать на проявления жестокости, насилия или невнимания. Прежде всего, малыша начинают беспокоить страхи. Мучительные мысли не оставляют его надолго, возвращаются при каждом удобном случае.

Ребенок во всем сомневается, перепроверяет каждый шаг, вместо того, чтобы просто жить и радоваться проявлениям жизни. Он постепенно становится заложником собственных страхов, которые и управляют его состоянием.

С помощью страхов психика защищается от вторжения новой негативной информации, оберегает сознание от травмирующих переживаний.

Панические атаки и расстройства

Панические атаки – это всегда результат перегрузки и истощения нервной системы. Наше сознание, подобно мощному компьютеру, нуждается в дополнительном профилактическом уходе.

В противном случае оно будет постоянно «зависать» на наиболее травматичных моментах жизни, вновь и вновь воспроизводя самые болезненные подробности произошедшего. Когда у человека скапливается слишком много тревог и разочарований, защитная система пытается уберечь его от окончательного истощения.

Так происходит и с маленьким ребенком. Любые расстройства, будь то плаксивость или истерики, появляются тогда, когда остальные возможности исправить ситуацию исчерпаны.

Неуверенность в себе

Это первое, что начинает чувствовать мнительная и тревожная личность. Неуверенность в себе – самое распространенное последствие переживания психологической травмы.

Человек действительно начинает ощущать всеми силами души свою мнимую ущербность и несостоятельность. Такая личность боится пробовать что-то новое, опасаясь дополнительных разочарований.

Неуверенность в себе проявляется через избегание каких-то ситуаций, могущих вызвать дискомфорт. Любое незнакомое событие вызывает страх и панику перед неизвестным.

Чаще всего, никакими уговорами и активными действиями невозможно заставить тревожного ребенка сделать то, что необходимо. Если проявлять излишнюю твердость, он станет замыкаться еще сильнее и будет воспринимать окружающую реальность как нечто неизбежное и непоправимое.

Недоверие к людям и жизни

Самым глобальным последствием перенесенной травмы в детском возрасте является общее недоверие к людям и происходящим событиям. С малых лет у человека в подсознании откладывается убеждение, что мир несправедлив и опасен, именно поэтому он воспринимает все действия окружающих только в негативном ключе.

Недоверие лишает человека новых открытий, радости от соприкосновения с миром людей. Любое событие он будет вначале рассматривать с точки зрения безопасности, а уже потом принимать ответственные решения.

Замкнутость, агрессивность, ревнивость, вспыльчивость – вот основные симптомы сформированного в детстве недоверия к окружающим.

Таким образом, психологическая травма, во всяком случае, имеет серьезные последствия. Такое потрясение нуждается в длительной коррекции. Ее легче предупредить, чем потом пытаться исправлять последствия. Детские обиды и потрясения оставляют в душе неизгладимый след и его достаточно трудно искоренить.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/harakter/detskaya-travma.html

Психологическая травма детства: чем опасны стрессы в юном возрасте

Детские психологические травмы

Большинство современников, страдающих от депрессий, навязчивых страхов и комплексов, склонно искать причины своего аномального состояния в воздействии негативных факторов окружающей среды. Взрослые особы зачастую даже не подозревают, что истинные виновники сегодняшних проблем – детские психологические травмы.

Действительно, большинство событий юных лет со временем утратили свою актуальность, кризы и трудности потеряли злободневность, а перенесенные в детстве стрессы довольно смутно представлены в памяти.

Однако не воспринимаемые на сознательном уровне следствия детских психотравм довольно прочно укоренились в сфере подсознания, создав специфическую «жизненную программу» личности.

Причины детских психотравм

На вопрос о том, что может стать причиной психологических травм подростков и детей, нельзя ответить объективно и однозначно, поскольку интерпретация и значимость любого события для человека имеет сугубо индивидуальные критерии.

Однако можно утверждать, что неокрепшая психика маленькой личности значительно больше подвержена негативному действию окружающей среды.

То, что зрелый человек будет считать незначительным и преодолимым препятствием, для ребенка станет громадной катастрофой.

Единственным объективным критерием для оценки неблагоприятных обстоятельств, возникших в жизни малыша, может быть сочетание факторов: значимость события для ребенка и сила эмоциональной реакции в ответ на это явление.

Психологическая травма детства – это психотравмирующее событие, которое ребенок интерпретирует как жизненно важное. Это те явления, по поводу чего он сильно и длительно переживает.

Те обстоятельства, которые лишают душевного спокойствия, психического равновесия и требуют кардинальных изменений в мышлении и поведении.

Исследования, проводимые психологами среди детской и подростковой аудитории, позволяют утверждать, самыми труднопереносимыми событиями для маленькой личности являются:

  • моральное, физическое, сексуальное насилие;
  • смерть близкого родственника;
  • собственная болезнь или заболевание родителей;
  • развод родителей, уход одного из взрослых из семьи;
  • неожиданное нарушение взаимоотношений в семье;
  • внезапное отчуждение родителя от ребенка;
  • предательство, обман, несправедливость со стороны родственников, авторитетных взрослых и друзей;
  • разочарование, неудовлетворенность от несбывшихся надежд;
  • воспитание аморальными взрослыми;
  • взросление в асоциальной атмосфере, как в семье, так и в коллективе;
  • гиперопека либо недостаток родительского внимания;
  • «колебательная» стратегия воспитания ребенка, отсутствие единого подхода у родителей касательно требований к малышу;
  • ссора с близким другом по его инициативе;
  • ситуация, когда ребенок ощущает себя изгоем общества;
  • конфликт в учебном коллективе;
  • несправедливое отношение, давление со стороны авторитарных учителей;
  • непомерная загруженность ребенка учебной и внешкольной деятельностью.

Существует версия, что детская психотравма – частое следствие неверной стратегии воспитания ребенка. Результат существующих у взрослых неконструктивных жизненных стереотипов, которые передаются потомку «по наследству».

Согласно такой точке зрения, дети перенимают от родителей на подсознательном уровне сформированные директивы касательно правил жизни: как нужно жить, как верно себя вести, как следует реагировать в конкретных ситуациях.

Малыши неосознанно наследуют установленные родителями деструктивные «правила игры», причем в отягощенной форме.

Описано очень много таких негативных установок, которые создают почву для детских психотравм и отравляют жизнь человека в зрелом возрасте. Опишем некоторые из таких навязываемых родителями указаний.

Директива 1. «Лучше бы ты не появился на свет»

Родители неустанно сообщают потомку о том, сколько трудностей возникло после его рождения. Они приводят доказательства того, сколько сил забирает взросление отпрыска. Следует трактовка ребенка: «Мне лучше умереть, чтобы родители перестали страдать».

Директива 2. «Посмотри на других детей и стань похожим на них»

Взрослые постоянно указывают, насколько прекрасны, умны, способны другие дети, и какой бездарный и глупый их собственный ребенок. Это приводит к тому, что маленький человек начинает стесняться своей индивидуальности, старается слиться с безликой толпой, убегает от самого себя, надевая удобные для взрослых «маски».

Директива 3. «Ты уже взрослый, а ведешь себя, как ребенок»

Родители утверждают, что их потомку уже пора поумнеть, повзрослеть и отказаться от ребячества. Говорят, что он ведет себя очень глупо, как младенец, а ведь ему уже пора в школу. В итоге ребенок лишается самого прекрасного – детства с соответствующими возрасту желаниями, потребностями, играми.

Директива 4. «Для нас ты всегда будешь маленьким»

Такие родители очень боятся, что их кроха когда-то повзрослеет, будет вести самостоятельную жизнь. Они всяческие пресекают его попытки повзрослеть, затормаживая его на уровне развития дошкольника. В результате человек просто лишается способности самостоятельно мыслить и действовать.

Директива 5. «Перестань мечтать, а начти действовать»

Взрослые лишают малыша естественной необходимости – фантазировать, мечтать, строить планы. Это попросту убивает возможность на будущее рассматривать проблему с разных точек зрения. В итоге однобокого мышления человек совершает массу непоправимых глупостей.

Директива 6. «Прекрати ныть и стань хладнокровным»

Приказ: «Перестать выражать свои эмоции» аналогичный команде: «Перестань чувствовать». В итоге человек загоняет свои чувства и переживания вглубь подсознания, обретая впоследствии разнообразные проблемы с психикой.

Директива 7. «Нельзя никому доверять»

Родители приводят примеры, что все окружающие люди – обманщики, лжецы и мошенники. Человек с малых лет приучается к тому, что любые контакты чреваты фатальными последствиями. В итоге он замыкается в себе, ведь мир вокруг него – враждебный и опасный.

Чем опасны детские психологические травмы: последствия

Психологические травмы детства значительно замедляют процесс социализации человека. Ребенку становится сложно завести друзей, вступить в новые контакты, адаптироваться к условиям нового коллектива.

С детских лет формируется почва для развития навязчивых страхов, например: социофобии, при которой персона просто боится человеческого сообщества.

Травма, полученная в детстве, дает старт к разнообразным депрессивным расстройствам, при которых глобальное чувство собственной виновности разрушает всю жизнь человека.

Очень частое следствие стрессов, пережитых в юные годы, – обессивно-компульсивные расстройства, когда человеком овладевает какая-то алогичная навязчивая идея, и он предпринимает своеобразные «защитные» действия.

Неразрешенные проблемы детства приводят к формированию аддикций – анормальных пристрастий, в числе которых алкоголизм, наркомания, игромания, компьютерная зависимость. Психологические травмы детства находят отражение в зрелые годы в виде пищевых аномалий: компульсивного переедания или нервной анорексии.

Помимо вышесказанного, справедливо утверждение: все комплексы личности – результат пережитых травм в юном возрасте. Именно в детские годы происходит формирование определенных черт характера, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств достигают размеров акцентуаций и принимают формы разнообразных расстройств личности.

Как помочь ребенку пережить травму: психологическая помощь

Самый главный совет всем родителям – обрести достойный уровень психологических и педагогических знаний, избрать верную стратегию воспитания потомка, лишенную деструктивных стереотипов.

Задача родителей – создать комфортную почву для развития и становления личности, оказывать всякое содействие в грамотном преодолении ребенком возникших трудностей.

Не игнорировать переживания малыша, а стать надежным попутчиком, которому ребенок без страха и сомнений сможет поведать свои тревоги. Не пускать на самотек ситуации, когда становятся очевидным изменения в поведении ребенка.

При малейших признаках развития психологической травмы следует посетить психолога, и совместными усилиями выработать адекватную программу, направленную на восстановление душевного равновесия у маленькой личности.

На сегодня разработано немало психотерапевтических мероприятий для детей, позволяющих развить у ребенка способность к полноценной жизни, устранить навязанные извне барьеры и покончить с деструктивными стереотипами мышления, заложенными социальным окружением.

ПОДПИШИСЬ НА ГРУППУ ВКонтакте посвященную тревожным расстройствам: фобии, страхи, навязчивые мысли, ВСД, невроз.

Также, читайте общую статью, посвященную психологической травме.

Источник: http://fobiya.info/psihologicheskaya-travma-detstva

Как излечить психологические травмы детства и психологические комплексы

Детские психологические травмы

Цель любой психотерапии – помочь отбросить прошлое, хорошее оно или плохое, и отбросить хорошее или плохое будущее, чтобы просто быть. Быть – значит развивать свою уникальность, свою способность быть живым, всем тем, кто ты есть, здесь и сейчас. (с)
/Карл Витакер/

Сегодня мы поговорим о психологических травмах, иногда, в житейской психологии, последствия этих травм называют «психологическими комплексами».

И в первую очередь речь пойдет о детских психологических травмах и о том, какое влияние они оказывают на дальнейшую взрослую жизнь.

Психологическая травма – реактивное психическое образование (реакция на значимые для данного человека события), вызывающее длительные эмоциональные переживания и имеющее длительное психологическое воздействие.

Причины психологической травмы

Причиной травмы может стать любое значимое для человека событие, а источников существует огромное количество:
Семейные конфликты.1.    Тяжёлые болезни, смерть, гибель членов семьи.2.    Развод родителей.3.    Гиперопека со стороны старших.4.    Холодность внутрисемейных отношений и отчуждение.

5.    Материально-бытовая неустроенность.

Знает ли человек о своих психологических травмах? Одного знания оказывается недостаточно. Люди обращаются за психологической помощью относительно своих негативных переживаний или неконструктивных способов поведения, но не связывают свое нынешнее состояние с психологическими травмами, особенно детскими.

В большинстве случаев психотравмирующее воздействие носит неявный, скрытый характер.

Речь идет, как правило, о неспособности ближайшего окружения, прежде всего матери, обеспечить для ребенка атмосферу доверия и эмоциональной защищенности.

Травмирующая ситуация может скрываться за внешне вполне благополучной домашней обстановкой, в частности, за ситуацией гиперопеки и гиперпротекции, когда никто даже и не подозревает о том, что в отношениях родителей с детьми не хватает очень важных чувственных и поведенческих компонентов.

Значимые родительские фигуры часто сами страдают различными формами личностных расстройств, постоянные конфликты в семье, напряженные отношения, признаки домашнего и психологического насилия препятствуют полноценному эмоциональному взаимодействию в семье и, как следствие, – нормальному психическому развитию потомства.

Жизненные сценарии

Известный психолог Эрик Берн предложил идею о «жизненных сценариях», которые диктуют нам наши поступки и наше поведение в целом.

Это бессознательный жизненный план, который мы позаимствовали у родителей, и который создает нам иллюзию контроля над ситуацией и жизнью.

Обычно к 7 годам этот сценарий уже заложен, и в дальнейшем человек строит свою жизнь во многом обусловленный влиянием этого бессознательного сценария.

Решая свои жизненные проблемы, человек вынужден решать проблемы своих родителей, своих бабушек и дедушек.

Нужно понимать, что это не детальная точная копия родового сценария, но общее направление и постоянная работа над ошибками, своими и своих предков.

Эта ситуация усугубляется в детстве директивными посланиями родителей своему ребенку, когда родители из «благих намерений» внушают своему чаду установки как нужно жить.

Директива – это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребенок будет наказан.

Не явно (поркой или подзатыльником, молчаливым шантажом или руганью), а косвенно — собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Причем истинные причины своей вины ребенок не может осознать без посторонней помощи. Ведь именно исполняя директивы, он чувствует себя “хорошим и правильным”.

Негативные установки (директивы)

Главной директивой, в которую можно было бы включить все остальные, является:
“Не будь самим собой”. Человек с этой директивой постоянно неудовлетворен собой. Такие люди живут в состоянии мучительного внутреннего конфликта. Остальные приведенные ниже директивы поясняют это.

Вот краткие примеры таких директив (их можно насчитать десятки и очень подробно разбирать каждую из них):
“Не живи”. Как много проблем ты нам принес, появившись на свет.
“Не верь самому себе”. Мы лучше знаем, что тебе нужно в этой жизни.
“Не будь ребенком”.

Будь серьезным, не стоит радоваться. И человек, став взрослым, никак не может научиться полноценно отдыхать и расслабляться, так как чувствует вину за свои “детские” желания и потребности. Ко всему прочему, у такого человека стоит жесткий барьер в общении с детьми.
“Не чувствуй”.

Это послание может передаваться родителями, которые сами привыкли сдерживать свои чувства. Ребенок приучается “не слышать” сигналы своего тела и души о возможных неприятностях.
“Будь самым лучшим”. Иначе ты не сможешь быть счастлив.

А так как невозможно быть самым лучшим во всем, то и не видать этому ребенку счастья в жизни.
“Никому нельзя верить, – уж вы мне поверьте!”. Ребенок приучается к тому, что окружающий мир является враждебным и выживает в нем только хитрый и вероломный.
“Не делай!”.

В результате ребенок боится принимать какие-либо решения самостоятельно. Не зная, что безопасно, испытывает трудности, сомнения и чрезмерные опасения в начале каждого нового дела.

Но насколько сильно влияют психологические травмы на сегодняшнюю жизнь?

Я лишь приведу два примера, которые подтверждены научными исследованиями, хотя исследований гораздо больше. Всемирная организация здравоохранения провело исследование среди людей, у которых в детстве были какие-либо психологические травмы. Оказалось, что таким людям гораздо труднее сделать карьеру, чем тем, у кого в детстве не было сильных эмоциональных потрясений.

Оказывается, расстройства психики в детстве приводят к замедлению социального развития человека – ему становится сложнее заводить друзей, адаптироваться к новым коллективам и уживаться с людьми.

По словам доктора Норито Каваками из университета Токио, возглавлявшего научную группу, которая проводила исследование, ученые нашли четкую взаимосвязь между случавшимися в детстве депрессиями, недостатком внимания, пережитыми случаями физического или психического насилия и низким уровням достатка во взрослой жизни.

Результаты эксперимента справедливы и для мужчин, и для женщин. В ходе исследования были опрошены почти 40 000 человек из 22 стран, в возрасте от 18 до 64 лет.

Ученые собирали информацию об уровне дохода, общественном положении, образовании каждого респондента, и при этом уточняли данные о состоянии психического здоровья опрошенных, начиная с рождения.

Действительно, детские горести рождают желание замкнуться, отгородиться от мира, а успешную карьеру в большинстве случаев невозможно сделать в затворничестве…

Другое исследование проведенное специалистами из центра здоровья «BioMed Central» и опубликованное в журнале «Substance Abuse Treatment, Prevention, and Policy».

Так в исследовании, проведенном под руководством доктора Тары Штрайн (Tara Strine) показано, что неблагоприятные события детства эмоциональные, физические или сексуальные травмы, могут стать причиной развития никотиновой зависимости.

И в этом случае, лечение сигаретной аддикции необходимо начинать с терапии детских травм.

В исследовании приняло участие больше чем 7000 человек, приблизительно 50% из которых – женщины.

Принимая во внимание ранее выявленные факторы риска, такие как употребление алкоголя и курение родителей, физические и эмоциональные травмы, произошедшие в детстве, достоверно заняли первое место в группе риска. Однако подобная картина наблюдалась только в женской выборке.

Так женщины, в анамнезе которых, были выявлены травмирующие события детства, в 1,4 раза чаще подвержены данному пристрастию. У мужчин же, как полагают исследователи более широкий диапазон защитных и компенсаторных механизмов, которые еще только предстоит изучить.

Результаты исследования показывают, что механизмом, провоцирующим связь между детскими травмами у женщин и тягой к табаку, является психологический стресс. Особенно велик риск у тех, кто пережил эмоциональное или физическое насилие.

Что же делать с детскими психологическими травмами?

Все мы родом из детства, поэтому несем в себе большое количество болезненных переживаний и неосознанных ран, которые всячески будут препятствовать здоровому гармоничному развитию личности человека.

Эти переживания могут быть самыми разными и сопровождаться различными чувствами: вины, стыда, тревоги, страха, неполноценности, потерянности, недоверия, бессмысленности своего существования и пр. Чувство боли «защищает» от осознания этих травм, и человек искренне считает это своей особенностью характера.

Потому что осознание приведет к необходимости пересмотра и переоценки слишком многих вещей в своей жизни. Здесь появляется страх, который сознательно и бессознательно препятствует излечению, блокирует его.

Волевым усилием не избавиться от подобного страха, потому что расплатой за подобное усилие будет служить усиление контроля, и потеря своей витальности и жизненной энергии.

Многие виды психотерапий (в том числе гештальт-терапия) занимаются тем, чтобы человек развивал свою спонтанную способность к жизни, преодолевал барьеры и стереотипы, заложенные в прошлом.

Характерной психологической особенностью славянского менталитета является то, что люди у нас терпят «до последнего». Что бы не случилось, мы будем «мужественно» терпеть, сносить, держать в себе до конца. В. Маяковский писал о таких людях: “Гвозди бы делать из этих людей! В мире бы не было крепче гвоздей”!!!

На приеме у психолога или в психологической группе можно встретить молодых женщин, сломленных своими психологическими травмами, с блеклыми лицами, пустыми глазами и опущенными плечами.

Некоторые из них выглядят совершенно безжизненно, раздавлено, обескровлено. Другие же напротив – настолько беспокойны и невротически возбуждены, что неспособны сосредоточиться на актуальном состоянии.

Но все они помнят себя другой, не похожей на теперешнюю и не понимают как они стали такой.

Учиться заботиться о себе

Внутренний психологический комфорт является сегодня одним из определяющих понятий современной жизни. Оказывается “ухаживать” за собой нужно не только снаружи, но и внутри. И достижения современной психологии достаточно легко и быстро позволяют делать это (это то, чего мы были лишены вплоть до 90х годов 20 века).

К сожалению, многие люди у нас в стране относятся к этому с непониманием и недоверием, предпочитая терпеливо мучиться и страдать, полагая, что всё пройдёт само, думая, что к психологам, психотерапевтам и психоаналитикам только “психи” ходят лечиться. Но сегодня к психологам обращаются современные, умные люди, которые испытывают определенное личностно-психологические проблемы.

Сегодня с помощью хорошего специалиста можно полностью освободить свой внутренний мир от нежелательных, мучительных последствий:– любой эмоционально-душевной травмы,– любой психотравмирующей ситуации, имевшей место в жизни (независимо от срока давности),– любых тяжёлых или острых психоэмоциональных переживаний или воспоминаний,

– любых эмоционально-шоковых потрясений.

Обращайтесь ко мне за помощью, буду рад Вам помочь!

почитать другие статьи на этом сайте:
о чувстве зависти
о запретных чувствах
эгоистическое чувство материнства
когда плачет клоун? (детские травмы)

Источник: https://adnosiny.by/psihologiya/detskaya-psihologicheskaya-travma

Мой психотест
Добавить комментарий