Дивергентное мышление

Почему дивергентное мышление – это круто?

Дивергентное мышление

День добрый уважаемые читатели блога fadeev.su. Сегодня нам предстоит познакомиться с еще одной важной мыслительной операцией, которая составляет суть креативности. Речь идет о такой категории как дивергентное мышление. Если вы считаете или хотите считать себя оригинальным человеком, то без данного подхода к решению любой проблемы обойтись будет крайне сложно.

Мы живем в многообразно, с каждой минутой усложняющемся мире. О нем постоянно поступают какие-то сведения. Мы окружены нарастающей информацией. Чтобы чувствовать себя комфортно в данных обстоятельствах, необходимо не отставать от времени, улучшая работу своего мышления. Ведь именно оно отвечает за анализ, понимание реальности.

Не зря во второй половине прошлого столетия ученые уделяли пристальное внимание вопросам интеллекта, развития мышления, разработке методик, практик, техник.

В 60-е годы Джой Гилфорд, американский психолог, изучающий тематику мышления, разработал концепцию креативности, основу которой составляло умение подбирать несколько вариантов к решению проблемы.

Этот навык он назвал дивергентным мышлением (от английского слова «расхождение» и от латинского «расходиться»). Получается, что потенциальные пути ответа на вопрос расходятся веером возможностей.

Всегда ли нам нужно искать много разных решений одной задачи? Да, если вы хотите приучать себя к творческому мышлению. Нет, если задача элементарная и не обладает большой значимостью.

Например, если вы будете решать, лежа в постели, с какой ноги встать, то вы, возможно, забавно проведете время, подыскивая разнообразные варианты, но очень долго будете собственно вставать. Или представьте, что вам нужно поднять тяжелую сумку.

Может, не будем креативить на тему, в какой руке ее удобнее нести: в правой или левой?

Мне кажется, стоит сохранять адекватность, не становиться безумным приверженцем креативного взгляда на мир. Все хорошо в меру. Конвергентное мышление так же необходимо, как и дивергентное.

Что такое конвергентное мышление?

Полная противоположность дивергентному. Произошло от латинского корня со значением «сходиться». Это линейное мышление, благодаря которому мы решаем задачу последовательно, по определенному алгоритму и приходим к единственному правильному варианту.

Помните, какие задачи дают в школе? Чтобы решить математическую задачу, нужно выполнить заданные действия в определенном порядке и грамотно оформить решение.

Чтобы написать сочинение, нужно найти, а потом переписать своими словами (или с использованием цитирования) рассуждения критиков. Отвечая на уроке истории, достаточно подробно, четко пересказать заданный параграф.

Эти действия оцениваются с точки зрения точности, скорости, аккуратности выполнения.

Научить нас пользоваться поиском информации, развивать память, забрасывать знания в голову ученика как в мешок – конечно, важная задача. Без линейного, реактивного (как называет его Эдвард Боно) мышления нам было бы сложно существовать. Оно необходимо.

Но также необходимо развивать творческие способности, давать креативные задания, в которых нет единственно верного ответа. Американцы уже давно перешли на проектную систему обучения, в которой перед учениками ставятся задачи и предоставляется свобода их решать.

Часто мы находимся в ситуации, когда наш солидный багаж теоретических знаний никак не помогает справиться нам с конкретной практической задачей.

Поэтому вполне естественно стремиться к гармоничному балансу: развивать не только реактивное, но и взвешенное мышление. Наша жизнь редко соблюдает правила, зачастую не требует однозначных ответов.

Чтобы развиваться, становиться лучше, необходимо воспитывать в себе черты независимого образа мыслей.

Как измерить дивергентность своего мышления?

Этот тип мыслительной активности находит необычные решения, рождает неординарные идеи, использует нестандартные формы активности, формирует познавательный интерес. Человек с развитым дивергентным решением хорошо умеет анализировать факты, выдвигать гипотезы, грамотно сортировать имеющуюся информацию.

Очевидно, что уровень дивергентного мышления невозможно измерить с помощью классических методик или тестов интеллекта. Но есть определенные критерии, позволяющие определить дивергентные способности:

  1. Беглость. По сути, это скорость, с которой человека предлагает идеи за единицу времени.
  2. Нестандартность. Способность мыслить оригинально, отступать от шаблонов, стереотипов.
  3. Чувствительность. Умение заметить необычное в небольших деталях, внимательность к противоречиям, способность переходить с одной идеи на другую.
  4. Образность. Использование метафор, ассоциаций для выражения идей. Способность находить простое в сложных вещах и наоборот.

Могу предложить вам следующее задание: представьте, что у вас перегорела лампочка. Что сделать, чтобы в комнате стало больше света? Получившиеся варианты пишите в комментарии, посмотрим, кто окажется креативнее всех.

Методы дивергентного мышления

Хорошими иллюстрациями к данному типу мышления могут стать метод мозгового штурма и создание интеллектуальных карт. Что это такое?

Мозговой штурм – быстрая генерация идей на заданную проблематику. Все идеи, даже бредовые и фантастические, записываются. А позже из них выбираются самые эффективнее, которые можно использовать на практике. Есть несколько обязательных правил:

  • чем больше идей, тем лучше,
  • нельзя критиковать,
  • абсурдные идеи приветствуются,
  • можно комбинировать, а также дополнять идеи.

Преимущество мозговых атак заключается в том, что они создают благожелательную, творческую атмосферу, когда хочется импровизировать. Срабатывает также эффект синергии – умножение знаний из разных голов, высокая концентрация различного опыта и дисциплин.

Создание интеллектуальных карт – способ структуризации мыслей с помощью диаграммы древовидной формы.

В центре диаграммы изображается центральное понятие или идея, а от нее лучами отходят взаимосвязанные мысли, идеи, понятия. Ассоциативная карта является эффективным средством управления знания.

При этом она не требует привлечения других людей. Достаточно двух предметов: пишущего средства и листа бумаги.

Считается, что интеллект-карта является отличным инструментом конспектирования. Может она помочь также при подготовке материалов, для решения творческих задач. Полезна для любого обобщения и структуризации знания.

Помните американский фантастический фильм «Дивергент» (режиссер Нил Бёргер)? Человек, которого невозможно классифицировать, который выделяется независимым мышлением, становится опасен для общества. «Ты опасен, если ты другой» – с таким слоганом рекламщики выпустили фильм.

События ленты нереалистичны, но здравая идея явно присутствует: люди, обладающие развитым дивергентным мышлением, неудобны для системы, ими тяжело управлять, невозможно манипулировать. Зато они обладают самостоятельностью и способностью изменять мир к лучшему.

А вы?

Делайте репосты, пишите комментарии.
С уважением, Александр Фадеев.

Источник: https://fadeev.su/myshlenie/divergentnoe-myshlenie.html

Дивергентное мышление: диагностика, тесты, упражнения на развитие

Дивергентное мышление

Творческие люди способны не только создавать произведения искусства, но и находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Их решения сложных теоретических или конструкторских задач оригинальны, а нередко и гениальны.

Многие сотни лет ученые и философы пытались разобраться, что является основой творчества, что дает человеку возможность преобразовывать окружающий мир, создавать новые, совершенно уникальные вещи.

В XX веке с развитием психологии стало ясно, что для творческих людей характерен особый тип мышления.

Известный исследователь психологии творчества Джой Гилфорд назвал его дивергентным – направленным в разные стороны.

Два типа мышления и их особенности

Если спросить, какое мышление является высшей формой мыслительного процесса, большинство людей, не задумываясь, назовут логическое.

И действительно, четкое, последовательное, подчиненное строгим законам, это мышление было поставлено на пьедестал еще в эпоху античности.

Долгое время к нему относились с огромным почтением и уделяли много внимания развитию у детей навыков логики. Да и сейчас в школе делают упор именно на нее.

Но к середине XX века стало окончательно ясно, что в решении сложных, неоднозначных творческих задач логика бывает бессильна. Причина этого в ее однонаправленности и четкой последовательности алгоритмов. Поэтому Дж.

Гилфорд определил оба типа логического мышления – дедукцию и индукцию – как конвергентное (направленное в одну сторону) мышление.

Но эти сложные задачи с легкостью решали творческие люди, которые нередко терялись, когда им требовалось выполнить элементарные задания на логику. В чем же здесь дело?

В течение первой половины XX века в США проводились масштабные исследования психологии творчества. К 60-м годам был накоплен большой материал, который позволил сделать вывод о том, что творческим людям присущ особый тип мышления. Он не имеет никакого отношения к логике и опирается больше на образ, чем на слово. Именно это мышление Дж. Гилфорд и назвал дивергентным – разнонаправленным.

Конвергентное или логическое мышление ориентировано на поиски одного единственно верного или оптимального решения. Оно может использовать множество посылок, фактов, аргументов, но итогом всегда будет только один ответ. А если единственно верного решения не находится? Тогда логика утверждает, что задача нерешаемая.

В отличие от конвергентного мышления, дивергентное «идет вширь», в разные стороны от ключевой проблемы и предлагает многочисленные варианты решений, часто находящиеся в весьма далеких от основной сферах. Проанализировав все эти варианты, а если нужно, скомбинировав их, человек может получить действительно оригинальный, а то и гениальный результат.

Если конвергентное мышление ведет человека по наиболее короткой, надежной, проверенной дороге, то дивергентное открывает новые, неизведанные пути. И именно на них можно найти что-то интересное, необычное и уникальное.

Характеристики дивергентного мышления

С середины XX века многие исследователи занимались изучением этой формы мыслительного процесса и часто независимыми друг от друга путями приходили к выводу о его своеобразии. Поэтому в настоящее время существует несколько терминов, обозначающих психологическую основу творчества.

Так, Эдвард де Боно ввел понятие «латеральное» или нешаблонное мышление, а Т. Бьюзен писал о радиантном мышлении, которое почти аналогично дивергентному.

Ведь радианта – точка на небесной сфере, которая кажется источником расходящихся от нее метеоров – как нельзя лучше иллюстрирует ассоциативный и разнонаправленный характер творческого мышления.

Между дивергентным мышлением и творческим ставить знак равенства нельзя, так как креативность выходит далеко за рамки разнонаправленного мышления, но без этого типа мышления невозможна творческая деятельность. Многолетние исследования Дж. Гилфорда и его коллеги Э.

Торренса привели к выводу, что способности к творчеству не имеют непосредственной связи с уровнем интеллекта. Дивергентное мышление проявляется совсем в других особенностях познавательной сферы. К ним можно отнести следующие характеристики мыслительной деятельности.

  • Оригинальность. Она проявляется в потребности уйти с протоптанной дороги стандартных решений, найти что-то новое, доказать самобытные идеи и т. д.
  • Семантическая гибкость (семантика – наука о значениях объектов). Это способность увидеть новые свойства вещей и явлений, посмотреть на объект с иной точки зрения, с другого ракурса. Это особое восприятие, позволяющее человеку видеть то, что не замечают другие.
  • Адаптивная гибкость – умение не зацикливаться на каком-то одном способе решения или деятельности, а подстраиваться под требования задачи; быстрое переключение внимания, изменение приемов работы и активное освоение нового.
  • Спонтанность – легкость мышления, которая проявляется в стихийном, непреднамеренном и часто неожиданном рождении идей и замыслов; генерация оригинальных идей даже в условиях, когда этого не требуется.
  • Образный характер мышления. Умение оперировать образами необходимо, ведь именно в этой форме рождается творческая мысль; развитое воображение и фантазия.
  • Ассоциативность – легкость и спонтанность рождения ассоциаций в разных сферах и областях опыта; это обеспечивает многоплановость и разнонаправленность мышления.

Конечно, не всегда дивергентное мышление связано с творчеством. Можно напридумывать массу вариантов решения задачи, но среди них не будет ни одного нового и продуктивного. Однако именно дивергентное мышление обеспечивает возможность творческого процесса.

Диагностика дивергентного мышления

Автор концепции дивергентного мышления Дж. Гилфорд также разработал комплекс диагностических методик, позволяющих выявлять и оценивать уровень дивергентного мышления. Позднее доработанные Э. Торренсом, они стали эффективным инструментом диагностики творческого потенциала в целом.

Диагностика по Дж. Гилфорду

Методика Дж. Гилфорда позволяет оценить 4 параметра креативности, связанные с дивергентным мышлением:

  • оригинальность;
  • семантическую гибкость;
  • адаптивную гибкость;
  • спонтанность.

Всего в методике 14 субтестов с разнообразными заданиями, которые позволяют оценить степень развития и активности дивергентного мышления. Так, задание на определение легкости словоупотребления предлагает испытуемым за ограниченное время написать максимально большое количество слов с конкретной буквой, допустим, «и».

Другое задание связано с поиском необычных способов использования какого-то предмета, например, консервной банки.

Учитывая образный характер творческого мышления, Гилфорд включил в свою методику также тесты на невербальную креативность. Это так называемые рисуночные методики. Например, одно из заданий предлагает испытуемым составить изображения из геометрических фигур.

В настоящее время диагностическая программа Дж. Гилфорда не имеет широкого распространения среди психологов. Вероятно, это связано со сложностью многих заданий, которые рассчитаны на людей с высоким уровнем образования. И критерии оценки подобраны тоже соответствующие.

Тесты Э. Торренса

Более популярна и активно используется методика Э. Торренса, особенно его рисуночный тест креативности. Он позволяет оценить уровень развития творческого (дивергентного) мышления у людей разного возраста начиная с дошкольного. И критерии оценки адаптированы к каждой возрастной группе.

Эта методика содержит 10 рисунков простых абстрактных фигур, которые необходимо дорисовать до осмысленных изображений и дать им названия. Готовые рисунки оцениваются по 4 шкалам:

  • легкость мышления (быстрота выполнения задания);
  • гибкость мышления (переключение из одного смыслового поля на другое);
  • оригинальность;
  • разработанность идеи.

Методика Э. Торренса включает в себя также вербальные и даже звуковые тесты, но они менее популярны, а вот рисуночный тест — один из самых любимых как у школьных психологов, так и у тех, кто занимается профотбором и диагностикой специалистов.

Как развить дивергентное мышление

В течение продолжительного времени способность к творчеству считалась божьим даром и возможность ее развития даже не рассматривалась. Действительно, есть люди с более чувствительной нервной системой, более гибким и образным мышлением.

Они от рождения имеют предрасположенность к дивергентному мышлению. Кстати, у женщин такая предрасположенность встречается чаще. Однако это не значит, что способность к разнонаправленному мышлению невозможно развить.

Можно, конечно, как и любую познавательную способность.

Тот же Дж. Гилфорд создал целую систему развивающих упражнений, многие из которых в настоящее время входят в состав тренингов креативности. В качестве примера можно предложить несколько вариантов развивающих занятий.

Заставляем мысль двигаться в разные стороны

Для этого можно выполнить упражнения на поиск разнообразных оригинальных решений несложных задач.

Например, выберите любой привычный для вас предмет, допустим, мобильный телефон. А теперь возьмите бумагу и ручку и напишите как можно больше вариантов использования этого предмета. Сначала в голову будут приходить стандартные решения. Это нормально, помните: мысль легче всего движется по «протоптанной» дорожке.

Но не останавливайтесь на этом, и после фонарика, аудиоплейера и фото- и видеокамеры, в голову будут приходить более оригинальные варианты. Постарайтесь увлечь себя этой задачей, почувствовать азарт. Для этого лучше выполнять упражнение в группе, соревнуясь с коллегами или друзьями.

Учимся задавать вопросы

Бывают проблемы, которые сложно решить, но еще сложнее найти проблему там, где ее не видят другие. Можно сказать, это высший пилотаж творчества. В основе любой проблемы – вопрос, поэтому умение задавать вопросы необходимо для развития дивергентного мышления.

Потренируйтесь в этом. Начните с простого упражнения. Выберите одно из событий текущего дня и постарайтесь сформулировать несколько связанных с ним вопросов. Чем больше вы придумаете вопросов, тем лучше. Запишите их, поразмышляйте над списком и выберите самый интересный или важный вопрос. Возможно, вы поймете необходимость поискать на него ответ.

Играем с ассоциациями

Ассоциативность мышления очень важна в творчестве, ведь спонтанно возникающие у нас в голове мысли и образы могут стать основой оригинального, а то и гениального решения. Поэтому нужно научиться управлять стихийным процессом рождения ассоциаций. Тренинги креативности, как правило, включают в себя упражнения на ассоциативное мышление.

Одно из таких упражнений сводится к созданию поля ассоциаций.

Возьмите лист бумаги и напишите в центре любое слово, затем начертите от него в разные стороны 5 стрелочек и на конце каждой напишите слово-ассоциацию, которое возникло у вас в голове.

А теперь от каждой ассоциации тоже начертите 5 стрелочек и напишите ассоциации уже к этому понятию. Будет хорошо, если вы постараетесь выйти за пределы смыслового поля.

Например, слово «лист» и ассоциации к нему: дерево, ветка, растение, весна, свежесть. Все слова находятся в одном смысловом поле. А вот если к слову «ветка» записать такие ассоциации: метро, поезд, толпа, скорость, работа, — то это уже будет переход в другое смысловое поле. Чем легче совершаются подобные переходы, тем более развито творческое мышление.

Занимаясь развитием дивергентного мышления, следует помнить, что конвергентное не менее важно для мыслительной деятельности и успешной работы. Максимально продуктивным творчество будет тогда, когда оба типа мыслительного процесса работают во взаимодействии.

Источник: https://psychologist.tips/3107-divergentnoe-myshlenie-diagnostika-testy-uprazhnenie-na-razvitie.html

Креативность и дивергентное мышление

Дивергентное мышление

Мы создатели музыки,
И мы мыслители снов.
Мы двигатели и потрясатели
Мира, в котором живем.
(О’Шонесси)

Креативность — это способность генерировать идеи или распознавать возможности, которые могут оказаться полезными в решении проблем, в общении с другими людьми, или просто занимательными для себя и других. Чтобы быть креативным, не обязательно уметь рисовать или писать музыку.

Креативность возможна не только в художественной деятельности, но и в естествознании, инженерии, предпринимательстве, спорте или другой профессиональной деятельности, а также в обычных повседневных делах, таких как приготовление пищи, воспитание детей, обустройство комнаты и, наконец, в человеческих взаимоотношениях.

Каждый день мы используем креативность, чтобы достигать поставленных целей или находить выход из затруднительных ситуаций.

Дивергентное мышление и креативность

Его не достигнуть путем размышлений,
Его не обрести отказом от мысли.

Мышление человека можно сравнить с песочницей. Если лить воду на песок, то сначала она растечется­, а потом начнет собираться в углублении. То же самое и с умом. Информация — это вода, углубление — это мыслительный шаблон.

Собравшись вместе, шаблоны образуют линейное мышление, которое опирается на логику и словесное формулирование. Шаблоны помогают распознавать ситуацию и автоматически реагировать на нее. Это обыденный способ мышления, который означает способность дать «стандартный» ответ при решении повседневных рутинных задач.

Ограниченность разума становится особенно очевидной в случае необходимости творческого подхода к решению возникающих задач.

Разум мыслит шаблонами, препятствуя новым и неожиданным вариантам решений. Он просто не может придумать ничего нового, потому что для этого нужно выйти за рамки привычных интерпретаций, по-другому взглянуть на ситуацию.

Основной трудностью для развития креативности является остановка обычного дискурсивного мышления, потому что единственный способ мыслить креативно — это не думать вообще. Неосознаваемость определенных этапов творческой деятельности возникла в процессе эволюции, чтобы противостоять консерватизму сознания.

Интуиция делает творческий процесс относительно свободным. Полная осознаваемость творчества и его сознательное регулирование сделали бы творчество невозможным.

Дивергентное мышление является абсолютно необходимым, поскольку оно позволяет нейронам активироваться и соединиться друг с другом непривычным образом.

Эйнштейн говорил: «Идеи не приходят облеченными в готовые словесные формулировки. Я вообще очень редко думаю словами». Креативность — это продукт интуиции и интеллекта. Теснее других когнитивных процессов с креативностью связаны конвергентное и дивергентное мышление.

Дивергентное мышление (лат. divergere — расходиться) — это тип мышления, результатом которого является выработка альтернативных решений проблемы. Оно происходит спонтанным, свободно-текучим, нелинейным способом.

Дивергентное мышление, предполагающее генерирование идей, является центральным в интуитивном процессе.

Конвергентное мышление (лат. соnvergere — сходиться) — тип мышления, результатом которого является выбор единственного оптимального решения проблемы. Конвергентное мышление подчеркивает скорость и точность принятия решений, оно является ключевым фактором в интеллектуальном процессе.

Фактически, под словосочетанием «дивергентное мышление» подразумевают креативное мышление, но на деле не менее важным является умение пере­вести туманные идеи в какую-то ясную мысль, иначе они бесполезны.

После того, как процесс дивергентного мышления был завершен, идеи должны быть структурированы с помощью конвергентного мышления.

Нейробиология креативности

Идеи приводятся в движение одним импульсом, чтобы быть проявленными. Элизабет Гилберт, Большая магия

Наверняка вы слышали, что левое полушарие отвечает за логику, а правое за творчество. На самом деле, это не совсем так. Конечно же различия в функциях левого / правого полушария мозга существуют.

Например, пространственное представление задействует больше структур в правом полушарии, а обработка речи — больше структур в левом полушарии.

При дивергентном мышлении наблюдается доминирование правого полушария и «когнитивная ось», образованная взаимодействием левой затылочной и правой лобной долей полушарий, в отличие от правой затылочной — левой передней оси и доминирования левого полушария, характеризующих конвергентное мышление.

В случае креативности нейробиологи отмечают высокий уровень взаимодействия полушарий головного мозга. При этом происходит настройка нейронных связей между областями мозга, которые обычно не сильно связаны между собой. Кроме того, во время возникновения идеи, когда нейроны соединяются, чтобы сформировать новую сеть, наблюдается интенсивная гамма-активность мозга.

Дивергентное мышление является абсолютно необходимым, поскольку оно позволяет нейронам соединиться друг с другом непривычным образом. Исследование джазовых музыкантов во время их импровизации позволяет утверждать, что это именно то, что происходит в мозге, когда он переходит в режим креативности.

Источник: https://wellnesspraxis.com/kreativnost-divergentnoye-myshleniye/

Конвергентное и дивергентное мышление

Дивергентное мышление
Совсем недавно на экраны вышел американский блокбастер «Дивергент» (Divergent), который успел завладеть вниманием зрителей и заставил их задуматься. Слоган фильма звучит «Ты опасен, если ты другой». Любознательные зрители сразу же заинтересовались феноменом изобретательности.

Может ли быть такое, что кому-то не хочется, чтобы люди становились более сообразительными?

Многомерный подход к исследованию интеллекта – это детище психолога из США Джоя Пола Гилфорда.

Он издал книгу «Природа человеческого интеллекта» (The Nature of Human Intelligence), где и описал особенности конвергентного и дивергентного мышления, которое также можно назвать креативностью. А креативность, в свою очередь, нуждается в развитии и тренировке.

Конвергентное мышление

Конвергентное мышление – это линейное мышление, которое основывается на поэтапном выполнении задачи, следовании алгоритмам. Сам термин происходит от латинского слова «соnvergere», что означает «сходиться».

Конвергентное мышление базируется на стратегии использования инструкций по выполнению задач, на применении элементарных операций. Чаще всего именно эта стратегия является основной в тестах на IQ.

Также она используется в классических педагогических методиках.

Чтобы лучше понять, что такое конвергентное мышление, нужно вспомнить школьную систему образования. Задачи, которые даются ученикам, изначально предполагают наличие правильного ответа. Оценка ставится, исходя из скорости, подробности и точности, которые демонстрирует ученик при поиске решения. Если речь идет о письменных заданиях, то также оценивается аккуратность и соблюдение формы ответа.

Большинство педагогических методик использует именно такую схему. Однако для творческих людей подобный подход неприемлем. Истории известно множество примеров, когда выдающиеся люди плохо учились в школе. И причиной тому была методика преподавания, а не отсутствие знаний.

К подобным примерам можно отнести Альберта Эйнштейна или Уинстона Черчилля. Обычно такие люди не принимают условия задачи, начинают задавать вопросы, которые учителя находят неуместными.

«Что будет, если использовать не воду, а масло?» «А если перевернуть треугольник?» «Может нужно посмотреть с другой стороны?»

Хотя методика преподавания создает сложности не только гениям, но людям всех возрастов и степеней изобретательности. Необходимость мыслить по алгоритму заглушает возникающие идеи, что приводит к внутреннему конфликту.

Были проведены специальные исследования, где людям предлагали ставить на бумаге точки, следуя заданной последовательности. Эксперимент шел довольно долго, и через какое-то время испытуемые проявляли раздражительность, у них возникало чувство усталости и недовольство.

В итоге люди отходили от задания, выполняли его по-другому, вносили разнообразие.

Не всегда наличие энциклопедических знаний позволяет решить определенную задачу. Даже обладая внушительным багажом фактов и данных, можно растеряться в конкретной ситуации.

Естественно, что нужно тренировать конвергентное мышление, но реальная жизнь не идет по правилам, здесь не всегда есть однозначные ответы. В отличие от компьютерных тестов, где нажатие на кнопки дает вполне конкретный результат.

Чтобы двигаться вперед, нужно развивать независимое мышление.

Дивергентное мышление

Дивергентное мышление – это творческое мышление. Термин происходит от латинского слова «divergere», что означает «расходиться». Этот метод решения проблем можно назвать «веерообразным». При анализе причин и следствий отсутствует непоколебимая связь. Это приводит к появлению новых комбинаций, новых связей между элементами. Следовательно, появляется больше путей решения проблемы.

Е. Торранс, К. Тейлор, Г. Груббер смогли дать наиболее точный ответ на вопрос, что такое дивергентное мышление.

Они установили, что этот тип мышления работает на поиск неординарных идей, на использование нестандартных форм деятельности, на формирование исследовательского интереса.

Дивергентность позволяет человеку лучше анализировать и сопоставлять факты, строить гипотезы и выдвигать догадки, составлять классификацию полученной информации.

Существует ряд критериев, которые позволяют определить способности к дивергентному мышлению:

  • Беглость – означает количество идей, возникающих за единицу времени.
  • Оригинальность – умение мыслить нестандартно, отходить от заданных рамок, установленных правил, исключение шаблонных или стереотипных решений.
  • Чувствительность – способность быстро переключаться с одной идеи на другую, умение видеть необычное в незначительных деталях, находить противоречия.
  • Образность – использование ассоциаций для выражения собственных идей, работа с символами и образами, поиск сложностей в простых вещах и простоты в сложных понятиях.

Дивергентное мышление невозможно измерить классическими методиками, ведь основой этого типа мышления являются неорганизованные или случайные идеи.

Именно поэтому люди с гениальным складом ума могут плохо отвечать на тесты IQ, построенные по классической конвергентной схеме.

И если у взрослого человека плохие результаты не вызовут никаких эмоций, то у школьников могут появиться комплексы и пострадать самооценка.

Есть определенные способы, которые позволяют оценить дивергентный интеллект. Например, испытуемому дается ряд предметов (ручка, ведро, картон, ящик и так далее), а он должен определить, как можно их использовать. Чем больше способов применения, тем лучше будет результат.

Процесс познания включает получение новых знаний и сохранение их в памяти. Конвергентное и дивергентное мышление генерируют новую информацию в нашем сознании. Если развивать оба этих типа, если понимать, какой необходимо использовать в той или иной ситуации, то можно добиться максимальных результатов.

источник

Источник: http://kreatiway.com/konvergentnoe-i-divergentnoe-myshlenie/

Мой психотест
Добавить комментарий