Как лечить синдром дефицита внимания

Синдром дефицита внимания (СДВГ) и его медикаментозное лечение

Как лечить синдром дефицита внимания

Всем понятно, что ребенку иногда трудно оставаться сосредоточенным, иногда ему бывает сложно контролировать свои действия и побуждения. В таком случае, ему могут выставить диагноз синдрома дефицита внимания, и назначить лечение.

А был ли «мальчик»?

Оправдан ли такой подход, и вообще существует ли такой диагноз? Вопрос остается дискутабельным. Ясно, что для каждого диагноза должны быть четкие диагностические критерии. Как быть с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности)? На основании каких достоверных фактов можно поставить диагноз синдрома дефицита внимания у детей и нужно ли медикаментозное лечение этого дефицита?

На самом деле, многие медики и ученые, психологи и педагоги сомневаются в наличии такого диагноза уже более 40 лет, поскольку убедительных диагностических критериев просто не существует.

Часто диагноз берется с «потолка», из рассказов педагогов о поведении ребенка.

Весьма щекотливым является тот момент, что врачи – психиатры не находят психических отклонений в развитии ребенка, а выставлять диагнозы психологи, и тем более педагоги не имеют права.

Критерии этого синдрома много раз менялись и пересматривались, и в настоящее время ситуация далека от согласия и завершения. Медикаментозное лечение синдрома дефицита внимания у детей и подростков также проводится препаратами, которые просто не могут быть выписаны в Российской Федерации.

Ведь психиатр никаких отклонений не находит у пациента, а, между прочим, фармакотерапия проводится психостимуляторами на основе амфетамина (Аддерал), за который в РФ можно получить уголовный срок. Ни один врач не возьмется за лечение и «Риталином», или метилфенидатом, поскольку препарат просто отсутствует на отечественном рынке.

Этот диагноз берет свою историю из анализа нарушений детского поведения, связанного с расторможенностью, импульсивностью поведения и отвлекаемостью.

Затем появился термин «минимальная мозговая дисфункция», которая не связана с каким – либо органическим повреждением.

Поскольку именно в США очень много врачей-психологов, деятельность которых пользуется высоким спросом, то именно из США и пришел этот диагноз.

Как часто встречается СДВГ?

Так, по данным, у 3-4% людей есть признаки этого расстройства, как у детей, так и у взрослых. Чаще признаки поражения встречаются у мальчиков, причем, по некоторым данным, их число превышает число девочек в 3-5 раз. Оценка распространенности заболевания очень разнится, в зависимости от применяемой методики, что также не вызывает доверия к диагнозу, от 1% до 30% в популяции.

О критериях диагностики

Опять-таки, прежде чем проводить лечение синдрома дефицита внимания у подростков и детей, нужно знать, как ставится диагноз. Для этого нужно оценить поведение школьника дома и в школе, либо взрослого – на работе и дома. Для постановки диагноза нужно доказать наличие нарушений обучения/работоспособности и нарушение социальной адаптации, что зыбко и ненадёжно.

Важным признаком СДВГ считается импульсивность, или снижение контроля над быстрой реакцией на ситуацию, с ее недооценкой. В результате возникает небрежность в учебе, дети и взрослые проявляют легкомысленность и беспечность.

По очередным критериям, этот диагноз можно установить не ранее возраста в 12 лет. По предыдущим, четвертым по счету критериям, этот диагноз могли ставить с 6-летнего возраста. Подобный «разброд в умах» специалистов тоже доказывает сложность и неоднозначность ситуации с диагностикой.

Так, должны присутствовать признаки невнимательности, нарушения концентрации внимания, неугомонность, выполнение и бросание многих дел сразу. Люди находятся в постоянном движении, дети ерзают и не могут усидеть, волнуются, стучат карандашами, барабанят пальцами.

https://www.youtube.com/watch?v=jexGD1y7Cko

Насколько расплывчаты критерии диагностики, настолько неоднозначны и подходы к лечению.

Лечение СДВГ

Все препараты, которые применяются за рубежом, относятся к достаточно опасным стимуляторам, которые имеют много побочных эффектов.

Осторожно: наркотики!

Так, препарат «Риталин», который используется для лечения синдрома дефицита внимания у детей и взрослых, во многих странах запрещен, в том числе, и в России, как опасный, и не до конца изученный психостимулятор.

Другие препараты из группы амфетаминов так же нельзя легально приобрести на территории нашей страны, поэтому попытки лечения синдрома дефицита внимания этими препаратами может просто привести взрослых на скамью подсудимых. Так, препарат «Аддерал» — не что иное, как смесь амфетаминовых солей, известных как «спид», и популярные в ночных клубах.

Поэтому интерес к этой теме в Рунете может быть подогреваем и потому, что это сомнительное заболевание, которое не возьмется диагностировать психиатр и невролог, имеет отношение к запрещенным психостимуляторам, и к наркотическим препаратам, а вокруг подобных тем всегда имеется нездоровый интерес.

В России, в связи с отсутствием этих лекарств, применяются антидепрессанты, такие, как амитриптиллин. Но, по большей части, у детей можно справиться с неусидчивостью и гиперактивностью совсем иными средствами.

Способы нелекарственной коррекции СДВГ

Чтобы успокоить тех родителей, которые всерьез тревожатся о здоровье их детей, можно сказать, что нелекарственное лечение синдрома дефицита внимания также имеет положительные отзывы, и, более того, именно с него и нужно начинать любую работу с «проблемным» подростком, или даже взрослым. К способам немедикаментозной терапии относятся:

  • психотерапия;
  • щадящий режим обучения;
  • более короткие уроки, до 30 мин;
  • поощрение правильного поведения;
  • соблюдение режима дня;
  • полноценный сон;
  • возможность расходовать энергию в физических упражнениях.

В заключение нужно упомянуть, что прием ноотропных препаратов и стимуляторов торможения коры головного мозга (глицин), может привести к более спокойному и вдумчивому поведению, а применение препаратов, улучшающих мозговое кровообращение, также может способствовать более внимательному поведению.

Источник: http://vekzdorov.info/sindrom-deficita-vnimaniya-i-ego-medikamentoznoe-lechenie.html

Синдром дефицита внимания: причины и лечение

Как лечить синдром дефицита внимания

Принято считать, что синдром дефицита внимания — это такое детское расстройство. Но сегодня все чаще диагноз ставят и взрослым. Узнаешь себя или не понимаешь, о чем мы? Как проявляется недуг и что делать, если, полюбив тебя в юном возрасте, он рука об руку идет с тобой по жизни?

Вспомни школу. Любой урок, допустим — географию. Мариванна работает — с сосредоточенным видом повествует о чем-то важном, тыча указкой в карту на доске. А что с аудиторией? Кто-то прилежно слушает. Кто-то — смотрит в окно.

А кто-то (как правило, на задней парте) — развлекается, складывая из тетрадных листов бумажные самолетики и запуская их по классу, или «незаметно» крадется через ряд, чтобы передать записку.

Учитель негодует — неужели трудно послушать?

Оказывается, бывает трудно. Невозможность долго усидеть на месте или сконцентрироваться на каком-то процессе может быть признаком так называемого синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ, иногда его еще кличут синдромом рассеянного внимания).

Раньше об этом говорили только как о проблеме, встречающейся у детей, как правило, не старше 16. Но в последние пару десятков лет исследователи признают: неприятность, вызывавшая проблемы в учебе в нежном возрасте, может проявляться и у взрослых, мешая им жить, работать и строить отношения.

Проявления синдрома

Проявление синдрома дефицита внимания. Источник: www.blisstree.com

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это неврологическо-поведенческое расстройство, с такими симптомами: трудности в концентрации внимания, повышенная активность, плохо управляемая импульсивность. При этом интеллект может быть развит хорошо — и даже, бывает, лучше, чем у сверстников.

«Клинические проявления способны протекать по трем основным сценариям: с преобладанием гиперактивности, с преобладанием невнимания и комбинация этих двух вариантов, что указывает на один и тот же диагноз», — поясняет Константин Махинов, врач-невролог медицинского центра «Столица».

Опять же традиционно считалось, что среди мальчиков СДВГ встречается в два раза чаще, чем у девочек. Современные изыскания показывают, что это не совсем так. Дело в том, что юные дамы, как правило, более прилежны. Они, говоря другими словами, больше стремятся быть хорошими -послушными дочками, хорошими ученицами.

Поэтому кто-то из нас, возможно, пережил этот синдром в детстве, даже не подозревая об этом, — бывает, что девочки, стараясь правильно себя вести и лучше учиться, так или иначе, перебарывают симптомы СДВГ. И — о чудо — трудности с концентрацией внимания могут уйти навсегда.

Но в некоторых случаях — по разным данным, так бывает у 50-60% тех, кто столкнулся с синдромом в детстве, — проблемы способны напомнить о себе и когда мы становимся взрослыми.

«По статистике, частота проявления СДВГ среди школьников составляет в разных странах от 3 до 12%, во взрослой популяции — 4-5%.

Известно, что за развитие синдрома отвечает как генетическая предрасположенность, так и окружающая обстановка, в которой растет и развивается ребенок.

Учитывая, что подросло поколение непростых 90-х, можно предполагать рост распространенности синдрома среди взрослых, однако эпидемиологических исследований в нашей стране не проводилось», — рассказывает Константин Махинов.

«Синдром возникает из-за некоторых особенностей на уровне устройства мозга, -продолжает к.м.н., психотерапевт Европейского реестра Марк Сандомирский. — У таких детей немного иначе идет развитие согласования деятельности разных его участков: левое, „логическое“, и правое, „эмоциональное“ полушария недостаточно согласуются между собой, может возникнуть некоторый „перекос“ в их работе.

Кроме того, не полностью координируется активность коры мозга, его высших отделов (которыми мы, скажем так, думаем) и глубинных структур (ствол мозга), которые активизируют, „пробуждают“ эти высшие отделы. Если такой ребенок или взрослый долго сидит на месте, сосредоточен на чем-то одном, он может просто заснуть, поэтому „будоражит“ сам себя неусидчивостью или переключением внимания».

Что происходите ребенком: он не может долго усидеть на месте, начав выполнять задание, быстро отвлекается, в разговоре — перебивает, пытается дать ответ на вопрос, не дослушав до конца, с трудом дожидается своей очереди в чем бы то ни было. А уже вышедшим из детского возраста зачастую приходится еще сложнее.

Рассеянность как симптом

Рассеянность – это симптом. Источник: drlisawatson.com

«Изнутри это ощущается, как если в дождь вести машину со сломанными дворниками.

Или как слушать радио, в котором одновременно транслируются все каналы», — так, например, описывают свое состояние люди с СДВГ в Сети.

Потерянные или забытые где-то вещи, неоплаченные вовремя счета, хаос в доме и на рабочем столе, опоздания, несданные дела, невыполненные обещания… Плюс добавляются другого рода «взрослые» проблемы, связанные с эмоциональной неустойчивостью.

«У таких людей бывают не только резкие перепады, но и длительные периоды сниженного настроения, склонность к депрессиям» — говорит Марк Сандомирский. По словам Константина Махинова, граждане с СДВГ входят в группу риска развития различного рода зависимостей, включая алкогольную и от табака.

С неврологом согласен и психотерапевт Сандомирский: «Они порой используют спиртное или другие вещества, чтобы справиться с эмоциональными трудностями.

Надо иметь в виду, что это не алкоголизм или наркомания в обычном понимании, а именно попытка помочь себе».

И мы уж молчим о возможных проблемах с лишним весом: усевшись на диван с большим макетом чипсов или печенья, человек может и не заметить, как съест все до крошки, хотя вообще ничего такого не планировал.

Продолжим список — возможными трудностями в отношениях с окружающими. Так, детям обычно прощают непосредственность и эмоциональную нестабильность. Но вот малолетка выросла — и что все вокруг наблюдают? Люди с СДВГ обидчивы, конфликтны, им кажется, что их не понимают, — и порой это действительно так.

Ну, правда, экстравагантность поведения, неординарность мышления, перепады настроения не у всякого встречного вызовут щенячий восторг.

И потом, людям вокруг невдомек, что все описанные «ужасы» поведения — это просто особенности человека, а не, грубо говоря, пофигизм и нежелание быть собранным.

«Добавьте сюда непростые, по понятным причинам, отношения с самим собой — и все это приведет к проблемам с самооценкой, чаще всего — к ее занижению», — говорит Марк Сандомирский.

«Легкой» личной жизни (а точнее, поддержанию стабильных отношений) все это тоже не способствует. «Нередки „серийные браки“ когда люди создают и расторгают союзы раз в несколько лет, — сообщает Марк. — Мужчины страдают от этого меньше. У женщин же самооценка падает еще сильнее. „Со мной что-то не так, я не могу создать семью“, — думает дама».

А что на работе? Даже будучи хорошими специалистами, люди с СДВГ часто меняют места службы. Если отношения в коллективе не складываются, коллеги не понимают и не принимают их поведения, то женщины переживают особенно сильно — для них этот микроклимат важнее, чем для мужчин.

Впрочем, не будем продолжать сгущать краски. Тем более что в этом состоянии есть и отменные плюсы. Во-первых, человек с СДВГ — это зачастую яркая, необычная личность, привлекающая (по иронии судьбы) внимание к себе.

«В мозге заложены мощные механизмы компенсации, — объясняет Марк Сандомирский. — В попытке преодолеть трудности особенности становятся сильными сторонами». Такие люди часто находят себя в творческой работе или, наоборот, в сфере IT (вспомним про перекосы в сторону левого полушария).

Из них получаются хорошие кризис-менеджеры или стартаперы. Выполнять рутинную, однообразную работу этим персонажам вряд ли придется по нраву, зато сделать новый проект или найти интересное решение — задача по их части.

Правда, быстро (как правило) добившись успеха в очередном деле, данные граждане так же быстро охладевают к нему и стремятся на поиски неизведанного.

Как выявить или лечить синдром дефицита внимания

Источник: abcnews.go.com

А для начала, как понять, что у тебя или кого-то из близких людей синдром дефицита внимания?

«Диагностика данного состояния строится на клинической картине (однако иногда для подтверждения диагноза требуется проведение дополнительных обследований).

Недуг проявляется двумя основными симптомами: невнимание (человек легко отвлекается на посторонние стимулы, ему тяжело сконцентрироваться, он часто теряет вещи) и гиперактивность-импульсивность (болтлив, не может спокойно стоять в очереди, отвечает на вопрос, не задумываясь и не дослушав его), — разъясняет Константин Махинов. — При этом данные признаки выявляются не только в школе, на рабочем месте, но и дома».

Поскольку первые симптомы возникают в возрасте до семи лет, то специалистом, который поможет с этим разобраться, должен быть детский невролог. Для возмужавшей особы стратегия немного меняется — лучше быть под наблюдением психотерапевта/психолога и плюс того же невролога.

Во взрослом возрасте СДВГ проявляется только при условии, что он уже был в детстве — даже если тогда диагноз не поставили.

Поэтому на приеме у врача придется вспоминать, были ли подобные проблемы в школе и до нее.

Интересно, что их повторное появление может спровоцировать какая-то перемена в жизни: например, замужество или, наоборот, развод, переход на более ответственную должность, обзаведение потомством.

«Существует ряд подходов к лечению, включающих в себя медикаментозную, поведенческую и обучающую терапию, — говорит Константин. — Вторая обычно дополняет медикаментозную и включает в себя работу над организационными навыками. Может быть полезно и обучение пациента ряду методик, направленных на концентрацию внимания. Но порой все это — длительная работа».

Марк Сандомирский дает несколько советов по профилактике синдрома:

  1. Обратить детские трудности во взрослые достоинства, развивать свои особенности.
  2. Работать с самооценкой, изживать комплекс неполноценности (ты ну совершенно не обязана быть «такой как все» каждый имеет право на индивидуальность).
  3. Бороться с перепадами настроения, развивать навыки и приемы эмоциональной саморегуляции, учиться расслабляться.
  4. Помогает возрастная регрессия. Это упражнения, при которых взрослый снова чувствует себя ребенком, заново перепроживает свои детские состояния, — работа, как правило, проводится под руководством психолога или психотерапевта.

Сохранить на память!

Написать редактору: Я знаю об этом больше… Хочу предложить тему!

Источники:

  1. Разговор на отвлеченную тему – Есть что почитать… 

Источник: https://good-tips.pro/index.php/health/attention-deficit-disorder-symptoms-and-treatment

Синдром дефицита внимания у детей школьного и дошкольного возраста: симптомы

Как лечить синдром дефицита внимания

За последнее десятилетие увеличилось количество заболеваний, обычно называемых гиперактивностью, а по-научному: синдром дефицита внимания у детей. Как понять: малыш болен или педагогически запущен?

Описание патологии

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — медицинский диагноз, определяется как неврологическо-поведенческое расстройство развития. Характеризуется трудностями сосредоточения, чрезмерной двигательной активностью, пренебрежением принятыми общественными нормами, агрессивностью, неспособностью контролировать эмоции.

Первые признаки появляются в дошкольном детстве, однако по утверждению Американской Ассоциации Психиатров, постановка диагноза разрешается только с двенадцатилетнего возраста. Согласно исследованию 2006 года, заболевание имеют 3–5% населения Америки, включая взрослых.

Способ лечения неврологической причины расстройства не найден. У 30% детей с возрастом проходят симптомы, или дети приспосабливаются к ним. В случае неприспособленности наблюдается снижение интеллектуальных способностей и восприятия информации. Существуют методы коррекции поведенческого отклонения.

С 70-х годов прошлого века идут споры относительно реальности этой болезни. Множество общественных деятелей, политиков, врачей и родителей считают её фикцией. Комитет по правам ребёнка ООН подтвердил увеличение случаев ошибочной диагностики и рекомендовал дополнительные исследования методов распознавания СДВГ.

Расстройство делится на 3 типа:

  1. Собственно дефицит внимания (СДВГ — ДВ). Трудности концентрации и запоминания.
  2. Гиперактивность и импульсивность (СДВГ — ГИ, СДВГ — Г). Наблюдаются двигательная расторможенность, неусидчивость, необдуманность поступков.
  3. Смешанный тип (СДВГ — С). Сочетание трёх признаков.

Симптоматика недуга

Часто гиперактивными называют детей, не имеющих этого заболевания. Причина кроется в том, что признаки расстройства в небольшом проявлении присущи детскому возрасту: непоседливость, трудность в концентрации внимания при слабой мотивации, торопливость. А при недостатке воспитания они имеют свойство обостряться. Возможно, это является причиной врачебной или родительской ошибки.

Согласно установленным в 2007 году правилам постановки диагноза СДВГ:

  • Диагностика поведения должна проходить минимум в двух средах пребывания (школа – дом – кружок) ребёнка старшего школьного возраста;
  • Необходимо длительное наблюдение для определения устойчивости симптомов (минимум полгода);
  • Если развитие ребёнка отстаёт от сверстников;
  • Нарушению поведения сопутствуют сложности обучения и общения.

Основные признаки заболевания

Рассеянность:

  • Ребенку трудно удерживать внимание на задании, заниматься деятельностью, требующей долгой концентрации, он легко отвлекается.
  • Часто старается избежать выполнения поручений, связанных с длительным умственным трудом (помощь по хозяйству, школьные домашние задания).
  • Сложно самостоятельно организовать осуществление какой-то деятельности.
  • Часто теряет нужные вещи, рассеян.
  • Не может концентрироваться на деталях.

Импульсивность — недостаточное управление действиями при выполнении инструкции. Важный симптом, сопровождающий дефицит внимания у детей:

  • Быстрая реакция на реализацию задания при игнорировании или недооценке сопутствующих указаний.
  • Неумение предвидеть плохие последствия своих действий или обстановки.
  • Стремление произвести впечатление на окружающих (особенно сверстников) опасными для их здоровья и жизни поступками (частые отравления, травмы).

Гиперактивность:

  • Двигательная расторможенность. Постоянно скачет, ёрзает на стуле, вертится.
  • Ребенку трудно усидеть на одном месте, когда это необходимо. Во время уроков бегает по классу.
  • Громко играет, разговорчив.

Симптомы СДВГ проявляются, начиная со старшего дошкольного возраста. Ребёнок непоседлив, делает много бесцельных движений, бесцеремонно перебивает взрослых. Сложно усадить кроху заниматься подготовкой к школе. Под маминым нажимом усевшись за уроки, постоянно отвлекается.

У детей школьного возраста возникает проблема с усвоением материала вследствие низкой способности к сосредоточению. Успеваемость ниже среднего, сложности во взаимоотношениях со сверстниками.

Провести урок в классе, где присутствует ребёнок с дефицитом внимания, трудно. Он постоянно отвлекает других, крутится, перебивает учителя, торопится выполнить задание. Книжки, тетрадки забываются в классе.

Несмотря на расторможенное поведение, младшие школьники не проявляют агрессивности.

Подростковый возраст видоизменяет симптомы. Внешняя импульсивность переходит во внутреннюю тревожность, суетливость. Неспособность самостоятельно планировать время и организовать деятельность приводит к безответственности.

Слабая успеваемость и проблемы в общении с одноклассниками влияют на самооценку, что приводит к депрессивному состоянию, вспыльчивости.

Стремление занять значимое положение среди сверстников может толкать на необдуманный риск, часто заканчивающийся травмами и ушибами.

Если подросток не перерастает заболевание, оно переходит во взрослый возраст. Сохраняются эмоциональная нестабильность, раздражительность.

Хроническая непунктуальность, забывчивость, неумение доводить начинания до конца, высокая чувствительность к критике делают из него плохого работника. Низкая самооценка препятствует реализации потенциала.

Люди, страдающие этим недугом, нередко находят отдушину в разнообразных зависимостях: алкоголь, наркотики. Если не займётся саморазвитием, рискует оказаться на дне жизни.

Причины патологии

Специалистами пока точно не установлены провоцирующие факторы возникновения СДВГ. Предположительными называют:

  • Генетические предпосылки. Предполагается, что расстройство является врождённым и связано с нарушением работы центральной нервной системы. Именно в этом видят учёные неврологический корень заболевания.
  • Ухудшающаяся экология. Отравление воздуха выхлопными газами, загрязнение воды вредной бытовой химией.
  • Особенности течения беременности. Инфекционные и хронические заболевания матери, употребление алкоголя, курение.
  • Осложнения во время родов: долгие, стремительные, стимулирование родовой деятельности, интоксикация наркозом, обвитие пуповиной плода.
  • Болезни в первый год жизни, сопровождающиеся высокой температурой, и приём сильнодействующих лекарств.

Методы диагностики

Медицинская общественность полвека ведёт споры об эффективных способах распознавания СДВГ. Учёные канадского Университета Макмастера подтвердили, что на сегодняшний день отсутствуют специальные тесты или медицинское оборудование, напрямую диагностирующее СДВГ. К тому же критерии диагностики заболевания менялись за время существования диагноза и отличаются в разных странах.

Американские психиатры используют две шкалы: Коннорса и Йеля-Брауна, предлагающие родителям или преподавателям оценить поведение ребёнка по характерным для расстройства параметрам: невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

Однако специалисты, выступающие с критикой методов постановки диагноза, утверждают, что оценка поведения по этим шкалам слишком предвзята, а критерии диагностики настолько расплывчаты, что возможно поставить СДВГ любому здоровому ребёнку с «неудобным» поведением.

Во избежание врачебной ошибки необходима консультация нескольких специалистов, включая педиатра, психолога и детского невропатолога. Потребуются дополнительные медицинские обследования: МРТ головного мозга, допплерография, ЭЭГ, которые будут являться основой постановки психиатром диагноза СДВГ.

Лечение недуга

Для коррекции дефицита внимания у детей необходим комплексный подход, включающий искоренение нейропсихологических и поведенческих проблем. Учитывая особенности и тип СДВГ ребёнка, подбирается личная программа реабилитации. При своевременном обращении к специалисту и проведении лечения возможно уменьшение симптомов СДВГ вплоть до выздоровления.

Медикаментозная терапия

Необходимо отметить, что назначение фармакологической коррекции приемлемо в случае, когда восстановление когнитивных функций невозможно достичь немедикаментозным лечением.

Принятие лекарственных препаратов для улучшения работы мозга у детей с дефицитом внимания — достаточно распространённая практика в США. Медикаменты делятся на несколько групп:

  1. Психостимуляторы (Риталин (метилфенидат), Амфетамин, Дексамфетамин). Оказывают мощное стимулирующее действие на центральную нервную систему: улучшают концентрацию, снижают проявления импульсивности. В США распространено использование Риталина для лечения СДВГ, хотя нет доказательств результативности применения. Многие специалисты считают его спорным, поскольку при долгосрочном принятии Риталин приводит к развитию психозов, параноидальных и шизофренических склонностей (зрительные и слуховые галлюцинации, агрессивность), вызывает привыкание. Австралийское исследование, охватившее 2868 семей и длившееся 20 лет, показало неэффективность лечения СДВГ психостимуляторами. В ряде стран, включая Россию, метилфенидат (Риталин) запрещен.
  2. Антидепрессанты: Имипрамин, Тиоридазин, Дезипрамин. Существенно улучшают внимание, снижают гиперактивность, но дают побочные эффекты на физическое здоровье при долгосрочном применении.
  3. Ноотропные препараты (Ноотропил, Церебролизин, Пирацетам). Нейрометаболические стимуляторы, воздействующие на кору головного мозга и повышающие когнитивные процессы. Считаются малоопасными психофармакологическими препаратами, но могут давать осложнения. Широко используются в государствах постсоветского пространства.

Существенным недостатком медикаментозной терапии СДВГ является краткосрочность результатов лечения: состояние ребёнка улучшается только во время принятия препарата и совершенно не оказывает влияние на выздоровление. Употребление психостимуляторов подростками с дефицитом внимания развивает склонность к принятию наркотических средств.

Нефармакологическая терапия

Лечить СДВГ можно без применения лекарственных препаратов. Существуют два нелекарственных метода коррекции неврологической стороны расстройства:

  1. Нейропсихологический подход. Утверждает, что определённые физические упражнения влияют на работу корковых структур мозга, активизируют, наполняют энергией психические процессы. Основывается на учении А.Р. Лурии о «нейропсихологической петле развития». Данное сопровождение детей с дефицитом внимания помогает формированию самоконтроля, произвольности, повышению эффективности обучения.
  2. Синдромный метод. Восстановление повреждённого при родовых травмах шейного отдела позвоночника, которое нормализует кровоснабжение головного мозга.

Помимо вышеописанных методов лечения, специалисты рекомендуют:

  • Занятия йогой, медитации. Помогают расслабиться, снижается импульсивность, улучшается кровоснабжение всего тела, включая головной мозг.
  • Специальная диета. Исключение сахара, аллергенов, кофеина.

Коррекция поведения при СДВГ состоит из следующих методов:

Когнитивная психотерапия — самое эффективное лечение, использующееся в коррекции душевных расстройств (неврозов, фобий, депрессий). Помогает успешно социализироваться детям с дефицитом внимания, имеющим проблемы в общении со сверстниками. Импульсивность вместе с недостатком умений взаимодействовать приводит к отторжению, усугубляющему изоляцию.

Терапия включает личные и групповые занятия. Тренировки навыков общения помогают развить такие коммуникативные способности: умение строить отношения, решать конфликты, понимать других, контролировать отрицательные эмоции.

Для успешного усвоения навыков необходимо посетить минимум 20 занятий группы, состоящей из 6–8 человек. Личная когнитивно-поведенческая терапия избавляет от неэффективных шаблонов действий и мышления.

Помогает детям с дефицитом внимания закрепить нужное поведение.

  • Семейная психотерапия. Обязательно должна присутствовать при лечении СДВГ у детей. Проводится со всей семьёй. Родители встречаются со своим чувством вины за «не такого» ребёнка, учатся правильно реагировать в разыгрываемых жизненных обстоятельствах.

Советы мамам и папам

При синдроме дефицита внимания у детей лечение должно объединить врачей, родителей и учителей. Наибольшая нагрузка ложится на семью, члены которой должны хорошо владеть информацией касательно особенностей и методов лечения СДВГ, создать дома условия, способствующие выздоровлению ребёнка:

  • Любовь. Проявляйте нежность, заботу. Малышу необходимо чувствовать поддержку близких.

Важно! Чувство жалости – плохой союзник. Не освобождайте школьника от разнообразных домашних дел, подпитывая его статус «особенного». Он начнёт жалеть себя, что отрицательно скажется на динамике лечения.

  • Уверенность в своих силах. Низкая самооценка – частый спутник СДВГ. Подчёркивайте успехи вашего чада, игнорируйте неудачи. Находите повод похвалить. Помните: дети с дефицитом внимания очень чувствительны к критике.
  • Режим. Вместе напишите распорядок дня и следите за соблюдением. Помогает справиться с забывчивостью.
  • Самоорганизация. Научите школьника составлять список дел, перечень вещей, необходимых в поездке, покупок. 
  • Сохраняйте спокойствие. Такие дети впечатлительны, изменение настроения родителей плохо сказывается на них.
  • Занятия спортом считаются идеально подходящими для страдающих дефицитом внимания, поскольку дают возможность выплеснуть двигательную активность в полезном русле. Приучают к упорядоченности, дисциплине.
  • Отдых. Планируя день, обязательно выделяйте время отдохнуть. Переутомление усиливает признаки заболевания. Следите, чтобы ребёнок рано ложился спать.
  • Давайте посильные поручения. Понятно объясняйте, ставьте чёткие цели, учитывая возрастные возможности.
  • Наказывать проступки. Нельзя оставлять безнаказанным плохое поведение. Ругайте действие, не ребёнка. Делайте это мягко, но непоколебимо.

Совместными усилиями можно скорректировать поведение ребенка, помочь выздоровлению.

Источник: https://pups.su/psihologiya/defitsit-vnimaniya.html

Мой психотест
Добавить комментарий