Кризис 7 лет психология

Кризис 7 лет у ребенка. Что это такое и каковы причины? Четырнадцать советов родителям

Кризис 7 лет психология

Негативная симптоматика кризиса, свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте (негативизм, упрямство, строптивость и др.).

Как проявляется возрастной кризис 7 лет?

Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности:

  • нарочитость
  • нелепость
  • искусственность поведения
  • паясничанье
  • вертлявость
  • клоунада.

Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута.

Конечно, детям любого возраста (да порою и взрослым) свойственно говорить глупости, шутить, передразнивать, подражать животным и людям — это не удивляет окружающих и кажется смешным.

Напротив, поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый, шутовской характер, вызывает не улыбку, а осуждение.

Каковы причины кризиса?

К концу дошкольного возраста дети утрачивают непосредственность и ситуативность реакций. Их поведение становится более независимым от различных воздействий среды, более произвольным.

Манерничание и кривляние тоже связаны с произвольностью — ребенок сознательно принимает на себя какую-то роль, занимает какую-то заранее подготовленную внутреннюю позицию, видимо, не всегда адекватную ситуации, и затем ведет себя в соответствии с этой внутренней ролью.

Отсюда и неестественность поведения, и неустойчивость, непоследовательность эмоций, и беспричинные смены настроения. Со временем это все пройдет. Останется же способность действовать не только под диктатом наличной ситуации, но и внеситуативно, в соответствии со свободно принятой внутренней позицией.

Останется сама внутренняя свобода выбора той или иной позиции, свобода конструировать свое личное отношение к различным жизненным ситуациям. Останется внутренний мир личности, мир чувств, пространство внутренних действий и работы воображения.

Кризис семи лет подготавливается всем предшествующим развитием ребенка в стабильном возрасте. Тем самым, генезис переходного периода оказывается связанным с центральным психологическим новообразованием стабильного периода развития, которое, по мысли Л.С.

Выготского, ответственно за «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной».

Именно новообразование задает для ребенка социальную ситуацию развития, которая «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным». Развитие новообразования в стабильном возрасте представляет собой исходный момент для всех динамических изменений «Я».

Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С.Выготским, центральным психологическим новообразованием дошкольного периода развития является воображение.

Многие авторы справедливо указывают на воображение как на основу человеческого творчества, связывают развитие воображения с общим психическим развитием ребенка, считают, что развитие воображения является непременным условием психологической подготовки детей к школе.

Таким образом, проблема «кризиса семи лет», или, другими словами, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию как проблема смены ведущих типов деятельности в данном возрастном периоде. Применительно к интересующему нас возрасту эта проблема начинает звучать как проблема перехода от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности.

Как справиться с кризисом семи лет? Советы для родителей

  1. Прежде всего нужно помнить, что кризисы — это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
  2. Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его.

    Залог успеха — доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.

  3. Причина острого протекания кризиса — несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.

  4. Измените свое отношение к ребенку: он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
  5. Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.

  6. Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте ребенка к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.

  7. Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.
  8. Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок, стихов, беседы).
  9. Поощряйте общение со сверстниками.

  10. Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения; есть специальные игры и упражнения).
  11. Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими).

  12. Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе).
  13. Реально оцените возможности ребенка. При среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности не стоит записывать малыша в спецкласс с повышенной нагрузкой, параллельно со школой водить в секции (повремените полгода).
  14. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

Надеемся, что эта информация поможет вам пережить кризис 5-7 лет ребенка без особых проблем.

Использованная литература:

  1. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: учебное пособие. Челябинск, изд-во ЮУрГУ, 2000. 32 с.
  2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. М.: ВЛАДОС, 2001. 256 с. (Подготовка детей к школе)
  3. Урунтаева. Г.А. Психология Дошкольника: Хрестоматия. М.: ,1997
  4. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов – н/Д:, 2005
  5. Эльконин Д. Б., Венгер А. Л. Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста. М.: Педагогика, 1988.

Об авторе: Е.А. Дудова, воспитатель, МБДОУ д/с №56 «Гусельки», г.Тамбов.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/publ/123-1-0-4475

Кризис 7 лет у ребенка: как проявляется, что делать, как преодолеть, сколько длится

Кризис 7 лет психология

Во время взросления дети сталкиваются с различными, порой недетскими проблемами, которые влияют как на психику, так и на характер. Каждый человек проходит определенные жизненные этапы, которые формируют его как личность, часть социума.

При этом важнейшую роль в процессе формирования каждого человека играют его родители и другие близкие люди. Сегодня вы узнаете, как проявляется кризис 7 лет у ребенка, согласно возрастной психологии, что следует делать родителям, и как не стать для малыша злейшим врагом. Поговорим о причинах и симптомах кризиса.

Что такое кризис 7 лет

Прежде чем объяснить, как вести себя с ребенком 7 лет, стоит разобраться, что собой представляет этот кризис, и как он проявляется у детей.

Все слышали о подростковом кризисе, а также кризисе среднего возраста. Однако не многие родители знают о том, что у детей, которые переходят из садика в школу, также наблюдается своеобразный кризис, который называется «кризисом 7 лет».

Этот переходной период характерен не только сменой обстановки, но и резким увеличением нагрузки на нервную систему.

Если в садике у малыша было время на сон, еду и развлечения, то в школе большую часть времени дети должны сидеть в одной позе и учиться.

Кризис 7 лет — это проблемы, связанные с развитием малыша. Кризис, чаще всего, проявляется в виде копирования поведения взрослых, а также подражания старшим. В этот период чадо начинает оценивать свое положение в социуме, поэтому он старается выделиться, чтобы занять место лидера.

Описать кризис можно как начальный момент становления личности. Малыш не только формирует своеобразные системы, которые помогают ему определять, что хорошо, а что — плохо, но и оценивает свою внешность и внутренний мир.

Первым переломным моментом психологического состояния ребенка является «кризис 3-х лет» — изменение психики, связанное с тем, что малыш многому научился, хочет быть самостоятельным и вступает в конфликты с родителями.

Почему так происходит, что с ребенком

Причина заключается не только в том, что малыш пошел в школу, но и в том, что родители, перед отправкой его «к знаниям», внушают ему, что он повзрослел. На этой почве ребенок выстраивает следующую систему: «Если я взрослый, значит, могу решать, что надевать, что делать, как себя вести».

Следуя этой логике, чадо начинает всячески отстаивать свою точку зрения во всем, а если у него это не получается, то оно обижается. При этом школьник 7-8 лет уже отчетливо понимает, чем вызваны негативные эмоции, и на что именно он зол.

Из-за этого он может придумать своеобразный «план мести», который поможет, как ему кажется, доказать свою правоту и добиться удовлетворения потребностей. Также стоит отметить, что ваше чадо в это время испытывает серьезные перепады настроения, которые также проявляются у подростков.

В детском возрасте перепады настроения не являются следствием воздействия гормонов, а лишь результатом выполнения своеобразной роли, которую на себя взял ребенок.

Объяснить все тонкости кризиса 7 лет достаточно сложно, так как психология детей не логична для взрослого человека, что вызывает недоумение и непонимание того, чего требует малыш. Ребенок начинает кривляться, ведет себя наиграно, и, достаточно часто, его поведение не уместно в той или иной ситуации.

Узнайте, какие симптомы характерны и какие меры лечения зачастую назначаются при детских болезнях: ОРВИ, фарингите, ларингите, ринофарингите, трахеите, бронхите, ангине, краснухе, кори, ветрянке, скарлатине, коклюше, аденоидите, кишечной инфекции.

Как проявляется кризис 7 лет

Первое, что появляется во время кризиса, — потеря спонтанности. Малыш продумывает свои действия. К примеру, если он разобьет вазу, то, после осознания факта, подумает о том, как «выйти из воды» сухим, осознает, что далее последует наказание. До кризиса ваш ребенок попросту проигнорирует данный факт, продолжив заниматься своими делами.

Далее следует перечень симптомов, которые помогут выявить кризис:

  1. Непослушание во всем.
  2. Отказ от игрушек, которые нравились малышу до этого.
  3. Игнорирование просьб.
  4. Бурная негативная реакция на критику.
  5. Подражание взрослым или любимым героям из фильмов/мультфильмов.

  6. Формирование воображения.

Ребенок становится зависимым от социума. Если в дошкольном возрасте ему достаточно игрушек и вашего внимания, то после отправки в школу, малыш требует внимания других детей и учителей, старается добиться их расположения и отдает предпочтение тем, кто его понимает и поддерживает.

Важно!Если в возрасте 7-8 лет у малыша не наблюдаются данные симптомы, значит он отстает в развитии.

Что делать родителям: полезные советы

Разобравшись с тем, что собой представляет кризис 7 лет у ребенка, нужно обсудить, что делать в этот период. Для начала стоит задуматься над тем, как вы относились к ребенку дошкольного возраста, что ему говорили и насколько сильно опекали. Далее вам нужно разобраться с тем, какие действия малыш выполняет в школе без вашей опеки.

Смысл заключается в том, что ребенок не просто так требует дополнительного пространства. Если вы его отправили в школу, где он проводит половину дня, значит, вы считаете его достаточно взрослым и самостоятельным.

В учебном заведении школьник предоставлен самому себе, а когда приходит домой, то ощущает, что вы на него давите, «отнимая» свободу.

Конечно, пускать все на самотек нельзя, так как ребенок попросту перестанет вас воспринимать, вы перестанете быть авторитетом для него, а также предметом копирования. Копировать и подражать малыш начнет тем, кто ему нравится, в результате чего будет перенимать лексикон и черты характера.

Кризис 7 лет испытывает нервы мамы и папы на прочность, поэтому возникает вопрос, как вести себя родителям в этот момент жизни. Ваша главная задача — стать объектом подражания, чтобы ребенок перенимал именно у вас все положительное.

Добиться этого достаточно сложно, однако возможно. Вам нужно «ослабить гайки», опекать его меньше, и, учитывая особенности кризиса, не ругать за кривлянья и глупое поведение.

Далее следует попытаться понять малыша, проникнуться его интересами и поддержать в том деле, в котором у него имеются трудности.

Параллельно с этим следует дать понять, что вы не собираетесь с ним нянчиться. К примеру, если вы собираетесь выйти погулять, а ваш ребенок игнорирует просьбу собираться побыстрее, тогда просто оставьте его дома. Дайте ему понять и прочувствовать последствия, а не ваш крик или физические наказания.

Важно!Физические и моральные наказания в этот период могут сформировать заниженную самооценку, из-за чего малыш будет чувствовать свою неполноценность и затаит на вас обиду.

Как показывает практика, справиться с ребенком 7 лет намного легче, если относиться к нему, как к равному себе. То есть, вы должны учитывать его просьбы и пожелания, чтобы он, в свою очередь, слушался вас.

Если вы просите его принести вам какую-то вещь, то вы, для поддержания отношений, должны выполнить соизмеримую просьбу ребенка.

Подобные отношения улучшают взаимопонимание, а также дают малышу понять, что он будет услышан своими родителями, а не только сверстниками.

Чего делать нельзя

Кризис семи лет, согласно его характеристике, имеет как положительные, так и отрицательные «симптомы», однако к особенностям стоит отнести то, что в этот период формируются черты характера, манеры, а также понимание того, что является добром, а что — злом. По этой причине неправильное отношение может сильно повлиять на характер, из-за чего ваш малыш в будущем станет замкнутым, или, наоборот, начнет издеваться над окружающими и попадет в плохую компанию.

Первое, что нужно исключить, — перенос внимания. Если в детском возрасте малыша можно отвлечь игрушкой или чем-то вкусным, то в школьном возрасте такие манипуляции использовать нельзя. Если вы не решите проблему, то она никуда не уйдет, а постоянное отвлечение внимания приведет к тому, что в определенный момент ваш малыш устроит истерику, так как его просьбы игнорируются.

Нельзя обсуждать проблемы, связанные со школой, при ребенке. Ему не нужно знать, какие трудности могут возникнуть в будущем, так как неокрепшая нервная система не справится с подобным. В итоге малыш будет бояться идти в школу, либо перестанет нормально учиться.

Не наказывайте ребенка за то, что он сделал. Ваш малыш должен услышать не крики и ругань, а слова о том, почему это делать нельзя. Поверьте, подобный подход даст больше пользы, нежели удары ремнем по мягкому месту.

Вы не только исключите дальнейшие проблемы с ребенком, но и дадите ему понять, почему тот или иной поступок недопустим. Нельзя лезть в личные дела ребенка, насмехаться над ним или рассказывать о его увлечениях кому-либо.

У вас, как и у ребенка, есть что-то личное, что вы не выносите напоказ. У школьника также есть интересы и увлечения, которыми он не всегда хочет делиться. По этой причине старайтесь не лезть «куда не надо», если ваше чадо об этом не просит или не рассказывает само.

Подобные действия сильно подорвут доверие, из-за чего семилетка может перестать с вами общаться, а свои мысли будет излагать тем, кто его понимает.

Ознакомьтесь с рекомендациями по выбору зимней обуви и правильного размера одежды для ребенка.

Когда заканчивается

Ответить на данный вопрос достаточно сложно, так как каждый ребенок индивидуален, а значит, у каждого этот этап жизни занимает отдельное фиксированное количество времени.

По сути, этот кризис является адаптацией к внешней среде и взрослением нервной системы, поэтому он продолжается до тех пор, пока ребенок не привыкнет к обстановке, и не поймет, что и как нужно делать. В среднем, кризис длится около 1–1,5 года, после чего симптомы медленно исчезают.

Школьник привыкает к учебе, распорядку дня, отношению родителей и друзей. Он осознает, что ему можно делать, а что — нельзя. Понимает, что за каждый поступок он сам несет ответственность.

Так как переход из одного класса в другой кардинально не меняет обстановку, нервная система ребенка не страдает, а значит, о резких сменах настроения, тотальном непослушании можно забыть, при условии, что во время кризиса вы наладили отношения с чадом.

Теперь вы знаете, что собой представляет кризис семи лет, как он проявляется, и что делать родителям. Не забывайте о том, что на некоторых жизненных этапах взросление происходит не постепенно, а скачкообразно, из-за влияния внешней среды. По этой причине вам нужно адекватно оценить поведение ребенка, его потребности и просьбы, чтобы не отстать от него на важном жизненном этапе.

Источник: https://agu.life/bok/1071-krizis-semi-let-harakteristika-i-osobennosti-rekomendacii-roditelyam.html

Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология: причины

Кризис 7 лет психология

Человек в течение всей своей жизни переживает несколько кризисных, переходных моментов. Каждому возрасту свойственны свои признаки и причины. Кризис 7 лет у ребенка, возрастная психология которого была изучена не одним ученым, является вторым переходным моментом у человека.

Поворот обусловлен изменениями эмоционального, психологического и даже физического состояния малыша и характерен для детей от 6 до 8 лет.

Именно в этот период ребенок начинает чувствовать себя старше со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Юный школьник не только чувствует себя повзрослевшим, но и старается полностью этому соответствовать, то есть старается одеваться по-другому, вести себя, как взрослый, и так далее.

Как правило, в этом возрасте малыш идет в первый класс. Перед этим родители стараются ему внушить, что, когда наступит эта пора, он повзрослеет. При этом в психическом плане ребенок все еще остается маленьким. Возложенная на него ответственность, неумение совладать со своими эмоциями и правильно расставить приоритеты ставят его, откровенно говоря, в тупик.

Основные признаки кризиса

Симптомы кризиса семилетнего возраста схожи с переломным моментом в подростковом периоде.

Это только с первого взгляда кажется, что малыш достигает определенного психического развития. Например, самостоятельно принимает пищу, убирает за собой, ходит сам в туалет.

Кроме того, у него имеется определенный круг обязанностей, установленных семейными традициями.

Однако по достижении этого возраста на него накладывается ряд дополнительных задач, таких как — прилежно учиться, выполнять домашнее задание, обретать те или иные практические навыки.

Некогда послушное чадо начинает вести себя абсолютно противоположным образом. Чаще всего кризису присущи следующие признаки:

  • несуразное поведение;
  • кривляние;
  • игнорирование просьб;
  • грубость, резкость;
  • резкая смена настроения;
  • агрессивность;
  • неестественное поведение, выражающееся в надменности, пафосе.

Все это относится больше к поведенческому проявлению, но существуют еще эмоциональные и физические признаки кризиса 7 лет, которые внимательный родитель обязательно заметит:

  • чадо быстро устает;
  • становится вялым либо гиперактивным;
  • нередко бывает рассеянным.

Всему этому есть объективные причины.

Разновидности состояния

Изменение собственного «Я»- именно это является основной причиной такого поведения. Именно так считает Л. С. Выготский — известный детский психолог. Кроме того, маленькому человечку придется действовать и жить по другим правилам и уметь адаптироваться к абсолютно новому для него обществу.

Дети начинают вспоминать те привычки и постулаты, которые им были привиты ранее. Далее, с новым становлением личности, дети внутри себя накладывают эти правила на новое «Я», а их, в свою очередь, нужно совместить с новыми догмами, которые готовит им новая школьная жизнь и родители.

Все это проявление естественного противоречия. Происходит защитная реакция: неумение правильно определить свое отношение к окружающему миру приводит ребенка к отрицанию всего того, что ему было привито раньше.

Как следствие, возникает дух противоречия. Как может вести себя малыш в этом возрасте? Начинает бунтовать против просьб родителей, а в некоторых случаях и просто их игнорировать. При этом происходит данный процесс неосознанно. Нагрубив старшим, возможно, будет жалеть об этом, но внутри себя.

Попадая в школьный мир, в новый круг своих сверстников, нередко могут возникать конфликты. Причиной этому может быть даже не сам человек, а группа детей, с такими же, как у него, переживаниями.

Каждый школьник в возрасте семи лет учится отстаивать свое мнение и завоевывать место под «солнцем» по-своему. Кто-то впадает в истерики, другой не слушает преподавателей, а третий использует силу и крик.

Потому нередки случаи, когда первоклассник отказывается посещать школу.

Всему виной физиология?

С физиологической точки зрения, человек в этот момент меняется, но что же с ним происходит? Этому возрасту характерно биологическое созревание.

К 7-летнему возрасту лобные полушария заканчивают свое развитие и принимают окончательную форму.

Это значит, что человек может действовать свободно (произвольно) либо целенаправленно, решая определенные задачи, то есть составлять план своих дальнейших действий.

В этот же момент активно развивается нервная система, принимая особую подвижность. Основной момент — в возникновении возбуждения, влияющего на неусидчивость и гиперподвижность ребенка.

Его неустойчивая психика «учится» по-новому реагировать на эти биохимические процессы, к которым дополнительно присоединяются внешние раздражители. В данный период у определенного процента детей отмечаются нервные тики, передергивания, проявляются некоторые фобии. Малыш нередко начинает бояться того, чего раньше не пугался.

Мотивация поведения

В возрастной психологии состояние кризиса обусловлено становлением его личности. Проявление кризиса могут спровоцировать малейшие поводы, которые побуждают малыша совершить тот или иной поступок.

Важным моментом является психологическая подготовленность малыша к школе. Нередко этот период называют «синдромом первоклассника». Родителям нужно знать, что до шести-семилетнего возраста практически любой ребенок, при условии, что ранее не ущемляли его достоинство, воспринимает себя исключительно с позитивной стороны.

Эксперименты психологов показали, что малыши, не достигшие шести лет, ставят свои умения, навыки гораздо выше, чем дети с такими же навыками, но уже постарше, например, семилетние. Это еще раз доказывает, что дошкольный возраст имеет завышенную самооценку.

Перед тем, как пойти в первый класс, мнение дошкольника резко меняется. Особенность в том, что он уже сознательно дает себе внутреннюю самооценку, выделяя то, что он действительно может, между тем, что что только кажется — может. Человек в обществе начинает осознавать, что в реальности его личность не настолько совершенна. При этом уровень требований остается на том же уровне.

Внутри него развивается целая цепочка логических понятий. Например, малышам дошкольного возраста свойственно связывать окружающих людей с игрой. Дети чуть постарше начинают осмысливать, что не все касается только игр. Именно сейчас маленький человечек уже чувствует и может объяснить разницу между родными и посторонними людьми.

Позиция родителей

Сложный, но неизбежный этап развития любого человека с его адаптацией к окружающей среде. Как бы родителям ни хотелось, но избежать этого кризисного этапа, равно как и подросткового, не получится.

Родителям, прежде всего, нужно быть готовым к нему самим. Но даже несмотря на такую «подготовленность» резкая смена поведения их чада ставит родителей в тупик, и, к сожалению, большинство из них совершают ошибки.

Ограничить действия ребенка и вытянуть его из социума не получится. Родители должны обратить внимание на продолжительность, а также силу кризиса.

Если этому не уделить должного внимания, то малыш не сумеет преодолеть сопутствующие трудности, и они могут отпечататься на его психическом и физическом состоянии на всю жизнь.

В дальнейшем, осознав свой неправильный первоначальный подход, исправить родителям уже ничего не удастся.

Кризис может начаться не только в семь лет, но и раньше. Этот период называется докритическим. Его можно заметить в потере интереса к прежним играм. Это значит, что маленький человек подсознательно желает стать взрослее.

Проявление явных негативных признаков говорит о том, что момент кризиса наступил. И наконец, этот этап проходит, когда ребенок обретает внутреннее, пусть и относительное спокойствие. Он входит в стабильную фазу в психологическом и эмоциональном плане.

Действия родителей

Столкнувшись с такой ситуацией, для родителей главное — не растеряться и не потерять свое «лицо» перед крохой. Почему? В этот момент у маленького человека идет активное «отрицание» всего и всех. Нужно очень тщательно думать, прежде чем дать ему обещание или ответить что-либо невпопад.

До этого момента у малыша родители всегда была в авторитете.

Учитывая, что в 7 лет человечек очень хорошо чувствует разницу между правдой и ложью, не трудно догадаться, какая реакция у него будет, если ребенок почувствует со стороны родителей подвох.

Малыш уже отлично умеет сравнивать соответствие между действиями и словами. Родителям нужно четко знать, что делать, если ребенок гиперактивный — как себя вести и что говорить ему в том или ином случае.

  • Необходимо и морально и с точки зрения образования предварительно подготовить чадо к школе. Это может быть разучивание стихов, песен. Можно научить его пересказывать, к примеру, сказку своими словами, то есть — учить излагать. К этому же пункту можно отнести и умение отличать предметы. Существует множество развивающих программ для домашнего обучения.

Элементарная базовая подготовка поможет ребенку чувствовать себя уверенно среди сверстников, когда он попадет в школу. Неплохо будет предварительно посетить будущее учебное заведение, познакомиться с обстановкой, учителями.

  • Пусть хоть и 7-летний, и маленький, но человек нуждается в общении со своими ровесниками, а не только с родителями или родственниками. Не нужно ограничивать его общение в социальной среде. Однако этот период опасен тем, что малыш легко поддается внешнему влиянию, особенно негативному. Бывали случаи, когда дети специально тянулись к ребятам постарше с вредными привычками. Свободное поведение для него может стать показателем взрослой жизни, к которой он так стремится. 
  • Оберегая свое чадо, не стоит слишком опекать его. Психологи выявили прямую связь: ребенок, с которым сюсюкались во время кризиса 7 лет, может превратиться в маленького тирана.
  • Отсутствие приказного, назидательного тона. Если пятилетнему или четырехлетнему малышу иногда достаточно жестко нужно говорить некоторые вещи, то в этом возрасте это будет воспринято очень остро и болезненно. Следствием станет, опять же, отрицание всего, а родители станут врагами.
  • Собственное мнение равно «Я». Это аксиома. Любая личность имеет свою точку зрения, потому настоятельно рекомендуется не просто выслушать точку зрения своего ребенка, но и понять ее. Следует научить его аргументировать мысль, тем самым подготавливая его к общению в школе. Это значит — считаться с его взглядами.
  • Быть хитрее, мудрее. В семь лет человек психологически еще мал, потому ему не чужды супер-герои или другие авторитетные образы из фильмов или мультфильмов. Они-то и станут лучшими помощниками родителей в этот момент. Такой подход хорошо срабатывает, если у папы или мамы имеются какие-либо просьбы или требования.
  • Отдавая его в первый класс, не стоит перегружать малыша дополнительными занятиями в виде музыкальной школы или спортивной секции. Ему и так трудно, на него возложено масса дополнительных хлопот. Ответ прост: он не будет успевать во всем, и из-за этого его состояние будет ухудшаться, утратится интерес к школьным и дополнительным занятиям. То, что у ребенка не получается — ему становится неинтересно. 
  • Прежде чем сесть за выполнение домашнего задания, стоит подумать, а можно ли его выполнить в интересной форме, как бы невзначай. Например, стихотворение можно выучить, выполняя совместно какую-либо работу по дому, и так далее.

Родителям самим нужно быть спокойными, терпеливыми и очень позитивными. Самым безболезненным считается выход из затруднительной ситуации с юмором. Со временем такой подход оставит свой отпечаток, и уже будучи взрослым вашему ребенку будет легче самому выходить из затруднительных ситуаций.

В этот период необходимо более тщательно следить за здоровьем малыша. Что в маленьком, что во взрослом возрасте — человек намного тяжелее воспринимает ситуацию, когда болен.

И главное — нужно помнить, что этот период носит временный характер.

Иногда обеим сторон нужен тайм-аут, потому при возможности устраивайте друг другу выходные, отправляя ваше чадо на выходные к бабушке или к родственникам.

Источник: https://pups.su/psihologiya/krizis-7-let.html

Кризис 7 лет

Кризис 7 лет психология

Кризис 7 лет у ребенка является результатом социального развития и определенных образовательных норм. Среди всех возрастных кризисов это единственный, регулируемый и спровоцированный человечеством, поскольку связан социальной необходимостью получения образования в четко отведенные сроки.

В тех обществах, где нет необходимости осваивать знания в государственных заведениях (отсутствие таковой или возможность выбора домашнего обучения) или же при отсутствии четких временных рамок начала образования подобные кризисы не возникают.

Именно поэтому имеет смысл называть возрастной кризис 7 лет образовательным или учебным, поскольку детерминируется он исключительно образовательной программой.

В других кризисах развития ведущую роль занимает разрешение внутренних проблем личности, возникающих на фоне новообразований психики и несоответствия прошлого социального положения ребенка его появившимся возможностям и умениям.

Школьный кризис 7 лет подразумевает дезадаптационный период различной длительности в связи с установлением иных категорий социального взаимодействия, столкновения с новыми правилами и новыми людьми. При отсутствии подготовки ребенка период дезадаптации может стать довольно продолжительным и тяжелым, причем для всех окружающих.

Среди наиболее ярких явлений присутствуют формы активного и пассивного протеста новым требованиям, общая невротизация состояния, иногда сопровождающаяся соматизацией (именно этим объяснимо учащение простуд, а не с эпидемиологической ситуацией).

Ребенок, чувствуя изменение своей роли, получения определенной доли ответственности и обязанности, начинает стремиться вести себя, как взрослый. Он и ощущает себя таковым, нередки случаи детального и долгосрочного планирования жизни, имитации поведения взрослых.

Тут родители могут в карикатурной форме наблюдать свое поведение дома или отношение к работе – именно их реакции будет воспроизводить ребенок, не сильно задумываясь об уместности и соответствии.

Выглядит это все неестественно, манерно, настроение может стать нестабильным вследствие растерянности перед новыми задачами, но попытками соответствовать.

В отношении формирования ведущих психических процессов происходит ключевое и окончательное формирование основных когнитивных функций, мыслительных процессов и воображения.

Ребенок формирует свою первую жизненную концепцию, с определенными категориями и признаками добра и зла, начинает самостоятельно различать подобные категории без подсказки. Включение в социум и занимаемое в нем место формирует самооценку и окончательно завершает формирование осознавания себя, как отдельной личности.

Это полностью меняет мировосприятие, ведь раньше детская психика ощущала полное единство с миром, воспринимала родительские фигуры, как неделимое продолжение собственного существа.

Проблема кризиса 7 лет заключается в том, что многие родители могут упустить изменения в психологическом состоянии ребенка из-за появившейся нагрузки в виде уроков и расписания. Уделяя большую часть времени воспитательным моментам в соблюдении школьных требований вполне может потеряться эмоциональный контакт, способность замечать истинные проблемы тормозящие обучение.

Причины

Выготский кризис 7 лет определял как этап становления социального самовосприятия личности. Основными причинами кризисных переживаний являются внутренние (психофизиологические изменения) и внешние (социальные и общественные нормы) факторы.

Среди психологических факторов появляется потребность активного усвоения собственной новой социальной роли, а также ориентации в иерархической структуре общества.

Дети, привыкшие общаться со всеми взрослыми, как с равными себе, долго привыкают к тому, что с учителями необходимо другое поведение.

Происходит деление на друзей и отшельников в группе сверстников, появляется потребность не только самопрезентации, но и умения отличать подходящую компанию.

Все это очень напоминает взрослую жизнь, поэтому получая обязанности, ребенок начинает активно отстаивать свою самостоятельность и право выбора, причем касается это всех сфер, а не только учебы. Родители часто оказываются не готовы к восприятию своего малыша более взрослым и продолжают применять детсадовский стиль воспитания, на фоне чего возникает множество конфликтов.

Получив официально признанную новую социальную роль, ребенок не имеет достаточного адаптационного опыта для быстрой перестройки или способности поддерживать две модели поведения – маленького и школьника.

Отсюда возникает либо стремление к отвержению прошлой роли (отказываясь ложиться рано спать или играть с младшими детьми) или же регрессия (попытки вернуться в садик, жалобы, возвращение к поведению лет пяти).

Окончательное осознание себя отдельной личностью формирует два локуса оценки – внешний и внутренний, что формирует более зрелую личность. Ребенок отличает свою оценку собственных поступков и чужую, понимая, что они не всегда идентичны.

Это усиливает независимость суждений и поступков, ведь теперь чтобы воспринимать свою личность в позитивных красках, а поступки, как правильные – нет необходимости полного подчинения кому-то. Это может повышать уровень непослушания, ведь расстроенное лицо матери больше не означает, что он поступил действительно плохо – это становится просто ее оценкой ситуации.

Система социальных отношений становится более ранжированной, в ней появляются близкие и формальные взрослые, приятные и незнакомые сверстники.

На первых порах наличие такого разнообразия подкатегорий и потребность постоянного тестирования реальности является энергозатратной для детской психики.

Ведущей деятельностью остается учебная, в связи с чем уровень напряжения растет во всех направлениях, включая как когнитивные процессы, так и эмоциональную сферу.

Школьные правила и запреты являются внешними факторами, изменяющими психику.

Для изучения пределов дозволенного, поиска обходных путей и манипуляций, для улучшения собственной жизни ребенок использует не диалоговую модель (присущую на более зрелых этапах развития), а поведенческую.

Выглядит это в провокационном поведении, игнорировании, непослушании, саботировании. Цель у подобного поведения одна – проверить насколько действительно крепки и нерушимы правила, насколько родители и учителя поддаются влиянию.

Физиологические изменения (смена зубов, быстрый рост, увеличение силы и мышечной массы, улучшение навыков концентрации и выносливости) предоставляют множество новых возможностей. Вместе с тем именно физические (хоть и позитивные) изменения даются детям тяжело.

Они не осознаются, но требуют адаптации, привычная способность контролирования своего тела меняется, что в итоге вызывает состояние постоянной фоновой неосознаваемой тревожности.

Довольно трудно понять свою раздражительность, связанную с выработкой привычки аккуратного приложения силы или адаптацией к новым параметрам собственного тела и его пропорций.

Симптомы кризиса 7 лет

Особенности кризиса 7 лет проявляются индивидуально и количество времени связано с атмосферой в семье, уровнем понимания родителей, что именно происходит сейчас с ребенком, наличия помощи, поддержки и подготовки к изменениям. Понять, что изменения в жизни даются ребенку тяжело можно по определенной симптоматике.

Чаще всего это проявляется непослушанием, так ребенок выражает собственный протест изменения, к которым не готов или число и интенсивность которых превышает привычные нормы психической нагрузки.

Это может быть своеобразная попытка вернуть все, как было или показать взрослым, что он не справляется с требуемым объемом или темпом.

Непослушание может включать не только прямой отказ от выполнения требований или просьб, но также проявляться в качестве упрямства в отстаивании своего мнения.

Например, школьник согласен делать все уроки, но упорно отстаивает возможность делать это в удобное именно ему время или может не выполнять задания по одному предмету, считая его неинтересным.

Часты в поведенческих проявлениях и капризы, появляющиеся чаще всего в ситуациях информационного перегруза или эмоциональной истощенности.

Так же, как в три года при помощи плача малыш сигнализировал о неблагополучии реальности, капризы в семилетнем возрасте говорят о неудовлетворительных условиях, в которых он пребывает на данный момент. Если их игнорировать, то следующим этапом может стать соматизация или нервный срыв на фоне едва выдерживаемого напряжения.

Ярко проявляется стремление казаться взрослее, у ребенка 7 лет появляется деловой тон, он может уделить время родителям после того как закончит важные дела (примерно в такой же формулировке он и будет высказываться). Копирование взрослых жестов и поведения, отказ от детских игр – яркие признаки начинающейся социализации.

Испуг родителей от того, что палочкой от конфеты имитируются сигареты, на данном этапе не обоснован и никак не говорит о том, что первоклассник курит за углом – это имитация взрослого поведения. В жестах и реакциях появляется много контроля из-за необходимости выполнять требования, соответствовать определенным нормам.

Такая вынужденная необходимость приводит к потере спонтанности, а многие начинают вести себя наигранно.

Критика и просьбы воспринимаются негативно, ведь сейчас ребенок считает себя взрослым и максимально оттачивает навык противостояния. Это необходимый в дальнейшей взрослой жизни элемент у первоклашек из-за неумения разграничивать проявляется практически везде.

Можно сказать, что главным является отказать, показать свое я, отвергнуть критикующие замечания о возможности другого решения. Но спустя короткий промежуток времени отказ может смениться согласием – он приходит кушать через краткий промежуток после отказа, выполняет совет родителей относительно своей работы.

Так может казаться, что появляется непоследовательность поступков и чувств, которая вполне объяснима потребностью реализации умения противостоять.

Замечая, как поменялись правила для него самого, ребенок 7 лет начинает пытаться поменять правила для всей семьи, установить свою власть. В лучшем варианте это будет расписание, по которому должна жить вся семья с определенным временем обеда и выполнения занятий, в худшем это превращается в террор и попытки осуществления любых своих прихотей.

Рекомендации родителям

Столкнувшись с огромным количеством новых обязанностей, ребенок нервно реагирует на любые требования и долженствования. Все свои пожелания нужно формулировать с целью актуализации собственного интереса у ребенка или потребности их выполнить. Приказы или даже просьбы могут восприниматься негативно.

Требования относительно поведения лучше не произносить, а показывать собственным примером. Если таких ситуаций не возникает можно показывать соответствующие фильмы или рассказывать истории, без указания на долженствование соответствовать.

Дети на данном этапе жадно поглощают информацию о правилах существования в социуме, поэтому легко схватывают такие завуалированные послания.

Чтобы снизить уровень стресса, исключайте сразу игровую деятельность из жизни ребенка, заменяя ее учебной. У него должен оставаться промежуток привычного мира, где можно отдохнуть и расслабиться.

Хорошо еще перед школой проводить обучающие подготовительные занятия, касающиеся не только изучения базовых знаний, но и относительно форм воспитания (необходимость придерживаться расписания, уважать взрослых и прочее).

Поощряйте достижения, связанные не только с когнитивными функциями, но и умения устанавливать и ориентироваться в социальном взаимодействии. Первую хорошую оценку можно отметить семейной прогулкой, а приобретение новых друзей поощрить детскими посиделками у вас в гостях с чипсами и фруктами.

Важно уважать решения, принятые ребенком, даже если они нелепы. В качестве коррекции может подойти напоминание, например о том, что в прошлый раз гулять на голодный желудок было неприятно, а эксперименты с внешностью лучше оставить до отзыва сверстников.

В случае возникновения спора не давите авторитетом и не запрещайте чего-то без аргументов, таким образом, вы поощряете прямой протест или упрямство. Разговаривая с применением фактов, вы не только узнаете мотивацию ребенка, но и получите возможность высказаться и услышать его.

Любой диалог оставляет между вами контакт, что является более значимым, чем формальное сохранение позиций.

Кризисов и тяжелых моментов впереди еще много и важна подсознательная уверенность в родительской поддержке, дающая возможность посоветоваться в спорных вопросах и получить защиту или дельный совет в случаях, когда невозможно справиться самостоятельно.

Источник: http://psihomed.com/krizis-7-let/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.