Основные принципы воспитания детей

Воспитание ребенка: роль семьи

Основные принципы воспитания детей

Воспитание ребенка – самое ответственное занятие в жизни любого человека. Вырастить настоящего человека – огромный труд и большая ответственность, с этим не может сравниться ни одна, даже самая серьезная и тяжелая работа.

В воспитании детей нет выходных и каникул. От родителей требуется терпение и понимание, ведь только в их силах сделать так, чтобы ребенок стал успешным и нашел свое место во взрослой жизни.

Поэтому всем, у кого подрастает малыш важно знать, как воспитать ребенка правильно.

Роль семьи в воспитании ребенка

Главный институт воспитания, безусловно, – семья. То, что ребенок получит в семье в первые годы своей жизни, останется с ним на всю последующую жизнь.

Значительную часть своей жизни маленький человек проводит в кругу семьи, и нет ничего, что бы сильнее воздействовало на его личность.

Именно в семье закладываются основы характера малыша, так что ко времени поступления в школу, он уже почти сформирован, как личность.

В полной семье, при наличии папы и мамы, ребенок приобретает опыт взаимодействия с людьми обоих полов, поэтому в жизни ему будет легче. В полной семье он легче переживает конфликты с одним из родителей, так как чувствует поддержку другого.

Если же в семье нет, например, отца, ребенок тяжелее переживает ссоры с мамой, так как в эти моменты ему будет казаться, что у него совсем никого не осталось.

К тому же, в нем всегда может жить страх, что и второй родитель может уйти, если он будет вести себя недостаточно хорошо.

В воспитании ребенка у каждого родителя своя важная роль. Так, мать учит малыша адаптироваться в окружающем мире. Она прививает основные навыки гигиены, общения, самостоятельности и самообслуживания.

А вот под влиянием отца формируется характер. Папа должен учить ребенка ставить перед собой цели и добиваться их, отстаивать свое мнение.

Он должен собственным примером показать, как преодолевать препятствия, защищая себя и окружающих.

При этом роль семьи в воспитании ребенка может быть как положительной, так и отрицательной. С одной стороны никто, кроме самых близких малышу людей, не любит его так сильно.

С другой – ни один другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда, как семья.

Существует множество примеров, когда у тревожных матерей вырастают тревожные дети, а честолюбивые родители подавляют детей так, что у них появляется комплекс неполноценности.

Значение семьи в воспитательном процесс огромно, поэтому многие родители закономерно задаются вопросом, как воспитать ребенка так, чтобы максимизировать положительное и нивелировать возможное отрицательное влияние окружения на малыша. Главное в этом – достичь нравственной, душевной привязанности родителей с ребенком. Нельзя пускать этот процесс на самотек, иначе подросший малыш останется наедине с самим собой.

Основные принципы воспитания ребенка в семье

В семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает наблюдения и учится, как вести себя в разных ситуациях. В основе воспитания ребенка лежит принцип подражания родителям.

Все, чему взрослые учат сына или дочь, должно подкрепляться конкретными примерами. Все усилия пойдут насмарку, если ребенок увидит, что у родителей теория расходится с практикой.

Несоответствие требуемого и действительного приведет к конфликту в воспитании, непониманию и сопротивлению.

Конечно, детям нужна забота и опека, большинство родителей могут с этим неплохо справиться.

Но для того чтобы ребенок в будущем смог воспользоваться всеми возможностями, которые ему будут представляться в жизни, ему необходимо нормальное развитие.

Неправильное воспитание ребенка может привести к тому, что он будет неосознанно и некритично перенимать привычки и образцы поведения у окружающих, или у него могут сформироваться нереалистические желания, цели и жизненные принципы.

Для будущей успешной жизни в основу воспитания ребенка должны быть заложены следующие принципы:

  • Личный пример – родителям нужно научиться нести ответственность за свое собственное поведение, они должны анализировать, как появляются нежелательные результаты в воспитании ребенка, чтобы правильно реагировать на его поведение.
  • Требования к малышу должны быть логичными, понятными и последовательными – необходимо установить правила поведения, каждое из которых следует объяснить малышу. Они должны соблюдаться всегда и всеми, нарушать их нельзя ни под каким предлогом. Чтобы это стало возможным, количество таких правил и принципов нужно свести к минимуму.
  • Развивайте взрослую часть личности ребенка – это позволит перенести ответственность за собственное будущее с родителей на ребенка, так он будет меньше зависеть от окружающих, в том числе от влияния сверстников, его будет сложнее толкнуть на необдуманные поступки, он будет с большей охотой учиться и развиваться. Добиться этого не просто. Для этого придется принять ребенка как равноправного члена семьи. Все вопросы, которые касаются ребенка и могут обсуждаться с ним, должны решаться совместно.
  • Общение и интерес к детским проблемам – еще один принцип в основе воспитания ребенка. Какими бы мелкими и незначительными для взрослых не казались проблемы детей, для них они реальны и очень серьезны. Родители должны проявлять интерес ко всему, что волнует малыша, но не нужно спешить с советами, лучше найти способ помочь ему найти решение самостоятельно. Важно поощрять малыша больше говорить о себе, своих чувствах, высказывать свои мысли и мнение.

И, конечно, в том, как воспитать ребенка, важна любовь к нему. В ситуации, когда мама или папа любят малыша только тогда, когда он соответствует их ожиданиям (за хорошую учебу или поведение) и как-бы отвергают его, когда он не удовлетворяет этим потребностям, отношения в семье ухудшаются. Ребенок теряет уверенность в родителях, он не чувствует эмоциональной безопасности.

Малыш должен чувствовать, что его принимают таким, какой он есть. Родителям нужно показывать, что они любят его в любой ситуации, даже когда он себя плохо ведет, не успевает в учебе, на него жалуются соседи или учителя. Это дает ему необходимое чувство защищенности.

Источник: https://mezhdunami.net/dety/vospitanie-rebenka-rol-semi.html

Принципы воспитания счастливых детей

Основные принципы воспитания детей

Все родители хотят воспитать успешных, уверенных в себе детей. И, конечно же, самое важное, чтобы они были счастливы. Ведь если счастлив ребенок, счастливы родители.

Счастье — положительные эмоции, исполнение желаний, достижение долгожданного результата. Счастье наполняет нашу жизнь яркими красками, дарит спокойствие на душе или, наоборот, бурю радостных переживаний.

Человек испытает счастье непродолжительное время. После осуществления желания появятся новые мечты, к которым мы стремимся.

У взрослых и детей немного разное представление о счастье. Например, некоторые родители думают: если у ребенка все есть (одежда, самые новомодные игрушки), то он счастлив.

Есть несколько критериев, по которым можно определить, что ребенок счастлив:

Чувствует любовь родителей и близких;Понимает, что защищен;Взрослые посвящают в некоторые дела;Чувствует индивидуальность;

Получает поощрение родителей.

Счастливый ребенок может испытывать весь спектр эмоций.

Чтобы воспитать счастливых детей, запомните основные принципы:

Любите и уважайте своих детей;Проявите терпение при встрече с определенными трудностями в воспитательном процессе;Верьте в то, что у детей получится;На собственном примере показывайте, как стать счастливой личностью;

Родители как никто знают своих деток, поэтому учитывайте индивидуальные особенности.

При этом подходы к мальчикам и девочкам отличаются. Проанализируйте ваше отношение к мальчикам и девочкам и подумайте, как видит его ребенок. Таким образом, вы сможете понять, что изменить в своем поведении, чтобы ребенок правильно воспринимал такое отношение. При ответственном подходе к этому вопросу у вас получится сделать ребенка счастливым.

Счастливый ребенок – оптимист, он чувствует любовь и защиту, способен проявлять чувства и эмоции. Такие дети более открытые и успешные. Они легко найдут общий язык со сверстниками и без труда адаптируются в новом коллективе.

Так как же воспитать счастливых детей?

Для начала нужно создать дружелюбную атмосферу, пропитанную любовью, оптимизмом и жизнелюбием. Это зависит от вас.

Уделите внимание доверительному общению с детьми

Современный образ жизни часто не дает время на общение с детьми. Чаще общение ограничивается замечаниями и наставлениями. Чего бы вам это не стоило, как бы много работы у вас не было, даже если вы очень устали, найдите время для спокойного разговора с ребенком. Можно перед сном, когда все успокоились, узнать, как у него дела, что нового произошло за день, нет ли у него проблем.

Побольше самостоятельности

Родителям проще сделать самим, нежели просить ребенка. Ведь мы же все время куда-то торопимся, да и, сделав самим, не нужно переделывать. Но дети должны познавать окружающий мир, получать определенный опыт.

Так у ребенка сформируется представление, что вокруг опасность, и кто-то должен всегда ему помогать и заботиться.

Дайте ему почувствовать самостоятельность, поддерживайте и хвалите, верьте в ребенка, и у него получится.

Постарайтесь реже употреблять слово «нельзя»

Взрослые любят запрещать. Сведите запреты к минимуму (конечно, если действия ребенка не могут привести к тяжелым последствиям). Ведь можно спокойно объяснить ребенку, что лучше не делать этого, предложить ему подобное занятие, которое не способно принести вред ребенку и окружающим.

Не ставьте клеймо

Некоторые родители вешают ярлыки на ребенка «ничего не умеет», «делает все не так», «неряха» и т.п. Это откладывается на подсознательном уровне и потом избавиться от стереотипов довольно сложно. Если обращать внимание только на плохое, ребенок не захочет развиваться и стремиться к большему. Не злитесь и не сердитесь, а помогите ему.

Даже если ребенок что-то делает не так, лучше подбадривать и говорить, что «все получится», «нужно постараться», «ты молодец и все сможешь».

Не сравнивайте с другими детьми

Научите ребенка ставить цели и стремиться к их реализации. Не требуйте слишком многого и не завышайте планку, сравнивая с другими детьми. Ребенок научится радоваться успехам, а не стремиться сделать лучше кого-то.

Не ругайте за ошибки

Ошибаясь, дети получают жизненный опыт. Если вы буде ругать ребенка за каждую ошибку, то впоследствии он, пытаясь их скрыть, станет вас обманывать. Но также не стоит исправлять все за детей, они должны понимать, что несут ответственность за то, что делают.

Не торопите и не ждите быстрого результата

Родители хотят, чтобы детки поскорее выросли: начали ходить, говорить, читать, писать. Со временем они научатся. Если будете торопить и давить, у ребенка появится отвращение к учебе, к секциям, к домашним обязанностям. Чтобы ребенок добился успеха, нужно время и терпение.

Любовь – главный принцип воспитания

Для полноценного всестороннего развития ребенка он должен чувствовать любовь родителей и понимать, что любовь эта не зависит ни от чего. И ему не нужно любовь мамы и папы заслуживать. Когда родители наказывают ребенка, он тяжело это воспринимает, позже может появиться замкнутость и враждебность.

Дружественное общение

Дружественное общение — важная часть воспитания. Расположите ребенка к себе, пусть он почувствует, что вы  друг, и он может вам доверять. Покажите, что вы уважаете его мнение и прислушиваетесь к нему

Что важно объяснить ребенку для формирования у него адекватного взгляда на себя и на окружающий мир?

Он – личность, индивидуальность, должен себя полюбить таким, какой он есть.У него есть способности, при правильном развитии которых он обязательно добьется успеха.Все знать и уметь не может никто.Не расстраиваться, если с первого раза не получается.Ошибки – опыт, благодаря которому формируется навык и определенные умения.

Чтобы сбылись мечты, нужно к ним стремиться и действовать.

Приучайте детей к оптимизму, так они проще справятся с жизненными трудностями в будущем. Ведь оптимистичный взгляд на жизнь – составляющая успеха. Это возможность принять обстоятельства, даже не очень приятные, подумать о хорошем и двигаться дальше.

Многие современные дети лишены оптимизма, они неуверенны в себе, боятся предпринимать какие-то действия и думают, что ничего не получится.

Привив ребенку оптимизм, вы помогаете ему адаптироваться к условиям жизни и сохранять моральное и психическое равновесие в любой ситуации.

Что не нужно делать в общении с ребенком?

Не говорите, что не любите ребенка, даже если он вас разозлил, и вы решили его наказать. Дети должны чувствовать любовь вне зависимости от того, что они сделали. Попробуйте мягко объяснить ребенку, что вам неприятно, когда он так поступает, это заставит его задуматься о содеянном. А крики и наказания вызовут обратную реакцию.

Не задабривайте и не успокаивайте детей игрушками и конфетами. Часто родителям проще купить то, что просит ребенок, чтобы успокоить его, или чтобы не мешал. Придумайте свой метод «успокоения», сделайте вместе то, что вы любите (потанцуйте, спойте любимую песню, посмотрите мультфильм).

Это не даст привыкнуть ребенку к материальным ценностям как средствам манипуляции.Не запугивайте ребенка. Договоритесь сразу, что наказание за неправильное поведение (когда ребенок осознанно и специально себя так ведет) будет таким-то, чтобы не было истерик и криков.Не ругайте ребенка при других людях.

Отзовите в сторону и объясните, что он делает неправильно.

Никогда не кричите и тем более не бейте ребенка.

Не рассказывайте о неудачах ребенка другим, даже родственникам. И вообще, объясните, что не нужно рассказывать всем подряд о том, что происходит в вашей семье.

Как правильно вести себя с детьми, чтобы они почувствовали себя счастливыми?

Чаще целуйте и обнимайте ребенка, даже в старшем возрасте. Тактильный контакт необходим для ощущения «нужности» и «важности».Хвалите и благодарите ребенка. Похвалите за то, что он старался, даже если не вышло так, как надо. Объясните, что в следующий раз обязательно получится.Извиняйтесь, если не правы.

Даже если вам тяжело признать ошибку, постарайтесь себя пересилить и извиниться.Научите его заботиться о других людях и помогать в трудных ситуациях.Дайте ребенку возможность попробовать. 

Научите ребенка позитивно мыслить. Видеть хорошее, там, где, кажется, его нет. Это важно для воспитания счастливого ребенка.

Подведем итог и выделим главные принципы в воспитании счастливого ребенка

Объясняйте. Подробно объясняйте ребенку, ведь только от вас он может многое узнать, понять и научиться. Даже если вам кажется, что ему все равно, скорее, ребенок правильно воспримет и поймет то, что вы пытаетесь до него донести.

Дети стараются все понять, не обижайте словами «когда вырастешь — узнаешь», уделите минутку и объясните. Ведь это так просто.Чтобы наказать ребенка, лучше лишить чего-то хорошего, а не причинить боль и сделать плохо.И хвалите, если видите, что ребенок старается исправиться.

Это научит тому, что з нужно за все ответственность нести . Физические наказания унижают и понижают самооценку.

Научитесь правильно отказывать ребенка.

Если вы не хотите вырастить избалованного эгоиста, который будет вить из вас веревки, и с которым будет просто невозможно справиться, умейте в нужное время сказать «нет». Пусть ребенок поймет рамки дозволенного. Но не злоупотребляйте, и не забывайте всегда объяснять, почему «нет».

Больше разговаривайте с ребенком, делитесь планами, советуйтесь с ним, спрашивайте мнение, внимательно слушайте. Найдите время для занятий с ребенком, это может быть, что угодно. Помните, что это ребенок, ему необходимо родительское общение и внимание, и он нуждается в вас.Уважайте детей, их мысли, чувства, желания. Ведь это хоть и маленькая, но личность.

Говорите о своей любви. Этим вы сделаете счастливым не только ребенка, но и себя. Ведь вам тоже приятно будет услышать в ответ, как сильно любит вас кроха.Позвольте ошибаться. Так ребенок быстрее станет самостоятельным и многому научится сам.Хвалите. Каждому человеку приятно, когда хвалят, тем более ребенку.

Мнение родителей много значит для ребенка, поэтому хвалите и вселяйте уверенность.Учите детей вежливости. Ведь образованному воспитанному и вежливому человеку гораздо проще найти общий язык и подход к другим людям.

Совместное веселье. Не бойтесь брать с собой ребенка в путешествия, на праздники или другие мероприятия.

Они принесут ему массу впечатлений и положительных эмоций. Так у него о детстве останется много приятных воспоминаний.

Если вы хотите добиться желаемого результата, этим принципам должны следовать все члены семьи.

Ведь если мама будет следовать им, а папа ремнем наказывать ребенка, это запутает или приведет к замкнутости, негативному отношению и тогда возникнут трудности с воспитанием счастливой личности, как бы мама ни старалась. Поэтому четко обговорите с близкими основные методы и принципы воспитания.

А вообще, если в вашей семье царит атмосфера любви, вы умеете радоваться друг за друга и поддерживать, то ребенок впитает отношение к жизни, станет счастливым и принесет еще большее счастье вашей семье.

Источник: https://sunmag.me/sovety/18-02-2014-printsipy-vospitaniya-schastlivykh-detej.html

7 основных принципов воспитания и обучения детей дошкольного возраста и не только

Основные принципы воспитания детей

Принцип – это утверждение, которое соответствует двум критериям.

С одной стороны, это постулат, который был сформирован на основе многолетнего опыта наблюдений за каким-либо явлением.

С другой стороны, это отправная точка для формирования дальнейших действий, выводов, умозаключений.

Если касаться принципов воспитания – то это основные исходные положения, которые направляют воспитательный процесс в нужное русло. И тем самым они помогают достичь поставленных педагогических целей.

Важные правила

Дети рано начинают проявлять интерес к явлениям общественной жизни. Это выражается во множестве вопросов, стремлении побольше узнать о происходящем вокруг. Прогрессивно направленные педагоги всегда понимали воспитание детей как общественный институт, призванный с малого возраста готовить их к жизни в обществе.

В разных странах, в разное время содержание принципов воспитания менялось, ставя на первое место то личную, то общественную, то государственную направленность.

Иногда в основу формирования принципов ложились идеологические установки, политические доктрины. Отечественная педагогика тоже переболела этой болезнью.

В настоящее время, воспитание подрастающего поколения направлено на подготовку человека к активной общественной и счастливой личной жизни.

Основное

Педагогика, как наука, определяет семь основных принципов воспитания подрастающего поколения:

    1. Общественная направленность воспитания.

      Все люди существуют в социуме, поэтому принцип связи воспитания с обществом является основополагающим.

      Чем младше ребенок, тем больше возможностей сформировать его социальные навыки, обусловленные влиянием окружающей среды, общества, условиями его существования.

      Для реализации принципа общественного воспитания педагог должен разъяснить:

      1. Значение экономического развития общества для удовлетворения потребностей граждан.
      2. Необходимость бережного отношения к природным богатствам и общественным ценностям.
      3. Важность стремления индивидуума к обеспечению не только собственных потребностей, но и к приумножению общественной собственности.
      4. Значение трудовой деятельности в создании материальных и духовных ценностей.
      5. Общие основы современного производства, научной организации труда.
      6. Важность правильного выбора профессии, жизненной позиции, смысла жизни.
    2. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом.

      Школа жизни – наиважнейший институт воспитания. Поскольку все люди живут и реализуют себя в обществе, невозможно недооценить влияние окружения на воспитательный процесс.

      Во многих воспитательных системах принцип связи воспитания с жизнью реализуется через приобщение учеников к труду, посильному участию в общественном производстве.

      При этом преподаватель должен действовать в двух направлениях:

      1. Подробное ознакомление с основными направлениями трудовой деятельности людей.
      2. Привлечение воспитанников к различным видам общественно-полезной деятельности.
    3. Воспитание в коллективе, через коллектив.

      Реализуя этот принцип, важно сформировать у ребенка такие социально-психологические качества, которые помогли бы ему в общении со сверстниками и взрослыми.

      Умение дружить, войти в детское общество, действовать совместно с окружающими, уступать и подчиняться при необходимости – все это навыки, обеспечивающие учащемуся безболезненную адаптацию к любому новому коллективу, способствующие созданию благоприятного климата для дальнейшего обучения и развития.

      С другой стороны, чем больше общения и совместных действий ребенка с коллективом, тем больше знаний, навыков и умений оказывается в его багаже.

      Для реализации данного принципа, воспитательная работа должна быть направлена на организацию совместных действий учащихся в познании, творчестве, трудовой деятельности, общении и досуге.

      А также в формировании правильного общественного мнения коллектива школьников и преподавателей и использование его в целях воспитания личности.

    1. Опора на положительное.

      Положительная концепция в формировании личности – вот основа данного принципа.

      Задача воспитателя – тщательно изучить личность ребенка, оценить положительные и отрицательные качества и построить воспитательный процесс основываясь только на хорошем.

      Дело в том, что правильное выявление позитивных качеств воспитуемого: способностей, полезных знаний и навыков, которыми он обладает, является важным прогностическим фактором правильного выбора будущей профессии или сферы деятельности.

      Поощряя и развивая все то положительное, что есть в ребенке, можно решать многие задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания.

      Что же делать с отрицательными качествами, промахами и недостатками? Их надо выявлять, обсуждать, осуждать и исправлять тихо и деликатно. Недопустимо акцентировать внимание окружающих и воспитуемого на негативные стороны его личности. Это может привести к неуверенности и неудачам.

    2. Гуманизация воспитания.

      Данный принцип – это логическое продолжение предыдущего.

      Он требует от воспитания соблюдения следующих подходов:

      1. Человеческого отношения к воспитаннику.
      2. Соблюдения его прав и свобод.
      3. Уважительного отношения к жизненной позиции воспитанника, даже если она противоречит общепринятой.
      4. Четкого доведения до сознания воспитанника целей и методов воспитательного процесса.
      5. Предъявления разумных требований, их доступная формулировка.
      6. Отсутствие насилия в методах воспитания, как эмоционального, так и физического.
      7. Уважение к убеждениям (гуманитарным, религиозным и пр.) воспитанника, полный отказ от формирования тех качеств, которые противоречат этим убеждениям.
  1. Личностный подход.

    Педагогические методики всегда подчеркивали значение двух подходов в воспитании: учет возраста воспитанников и индивидуальный подход к каждому из них.

    Однако многолетние исследования показали, что только личностный подход в воспитании дает по-настоящему положительные результаты.Реализация этого принципа основана:

    1. На изучении индивидуальных особенностей личности (темперамент, характер, взгляды, вкусы, интересы, привычки).
    2. На оценке целостности личностных качеств (направление мышления, мотивация, жизненные установки, отношение к труду).
    3. На постановке посильных целей и задач в воспитании, исходя из полученных о воспитаннике знаний.
    4. На выявлении причин, мешающих воспитательному процессу и оперативного их устранения.
    5. На выборе индивидуальной тактики воспитания.
    6. На сочетании воспитания с самовоспитанием личности.
  2. Единство воспитательных воздействий.

    Как правило, в воспитательном процессе участвует не один воспитатель. Это коллектив преподавателей в учреждении образования, семья, общественные организации, руководители внешкольных кружков, секций и так далее.

    Каждый из вышеперечисленных институтов имеет свое педагогическое воздействие на личность.

    И если эти всесторонние воздействия имеют одно направление, работают в унисон, дополняют и усиливают друг друга, то можно рассчитывать на максимальный эффект.

Дошколята

Дошкольное воспитание и образование является первым звеном в единой цепочке непрерывного процесса воздействия на подрастающее поколение. На ранних этапах жизни детей обучение и воспитание выступает в более тесном единстве. Поэтому совокупность принципов, лежащих в основе дошкольного воспитания и образования, имеют общую формулировку.

Здесь можно выделить семь основных принципов:

    1. Принцип научности – утверждения, опыт, знания, используемые в образовательном процессе должны быть реальны, отражать действительность, не противоречить дальнейшему школьному образованию.
    2. Принцип наглядности основан на том, что зрительная информация воспринимается ребенком мгновенно, слуховая же усваивается постепенно и медленно. Принцип реализуется в дошкольных учреждениях посредством демонстрации натуральных предметов, картинок, иллюстраций, символов.
    3. Принцип доступности реализуется посредством установления связи предоставляемых знаний с теми, которыми ребенок уже обладает. Здесь важно не опустится с доступности до легкости обучения. В противном случае появляется риск отсутствия умственных усилий и, как результат, замедление развития.
  1. Принцип активности и сознательности.

    В процессе обучения преподаватель должен направлять воспитанника на самостоятельное решение практических и познавательных задач, стимулируя тем самым процесс развития навыков и усвоения знаний.

  2. Принцип последовательности и постепенности. Передача знаний должна происходить по дидактическим правилам – от уже известного к новому, от простого к сложному, от близкого к далекому и так далее.
  3. Принцип учета возрастных особенностей.
  4. Принцип индивидуального подхода в обучении. Воспитатель должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника как физические (зрение, слух, физическое развитие), так и психо–эмоциональные (темперамент, самостоятельность, готовность к обучению). Исходя из этих индивидуальных особенностей, выстраивается система воспитания и обучения, направленная на получение достойного результата.

В семье

Наряду со школой и дошкольными учреждениями, семья играет ключевую роль в процессе воспитания ребенка, становлении и формировании и его личности.

Сила семейного воспитания в его глубокой эмоциональности. Отношения с любимыми и любящими родителями, бабушками, дедушками, братьями и сестрами отличаются предельной доверительностью. В окружении близких людей, душа ребенка открыта.

Это позволяет своевременно корректировать его поведение, активизировать положительное и тормозить негативные проявления. Влияние семьи велико еще и потому, что она первой вступает во взаимодействие с ребенком. Именно первые впечатления отличаются большей стойкостью, закладывая основы характера ребенка, систему его отношений к миру и людям.

В семейном воспитании также можно выделить несколько основополагающих принципов:

  1. Воспитание в любви. Только институт семьи может обеспечить реализацию этого принципа. Поэтому он очень важен и является первым и главным.
  2. Индивидуальный подход. Ребенок – это личность и воспитывать его нужно с учетом индивидуальных особенностей.
  3. Родительский пример. Родители должны быть примером для своих отпрысков. Природная подражательность детей направлена в первую очередь на самых близких. Родители не смогут положительно влиять на детей, если сами не совершенствуются.
  4. Недопустимость двойных стандартов в воспитании. Этот принцип можно трактовать двояко. С одной стороны, неприемлема ситуация когда один из родителей что-то запрещает, а другой то же самое разрешает. С другой стороны, недопустимо разное отношение к детям, наличие любимчиков, если отпрысков в семье несколько.
  5. Система поощрений и наказаний. Поощрять ребенка нужно обязательно. Это может быть доброе слово, игрушка или поход в цирк. Наказания не должны быть физическими и задевать достоинство малыша. В любом случае, какая бы не была мера воздействия, ребенок должен знать, почему и за что он ее получил.
  6. Принцип последовательности в воспитании. Если ребенку были озвучены определенные требования, либо обозначена система поощрений, недопустимо отступление от озвученных правил.

Заключение

Не секрет, что инертность, социальное отчуждение, нежелание принимать на себя ответственность общественную, семейную и даже личную, присуща значительной части современной молодежи.

Взрастить полноценного члена общества на такой не благодатной почве весьма затруднительно. Именно поэтому очень важно не упустить момент, Начать воспитательный процесс с первых дней жизни. Передавать воспитанника из семьи в садик, из садика в школу не останавливая процесс воспитания, применяя при этом принципы, основанные на многолетнем опыте и научных разработках.

Источник: https://karapuz.fun/kak-vospitat-rebenka/vospitanie/printsipy-vosp-d.html

12 принципов правильного воспитания ребенка

Основные принципы воспитания детей

Каждый малыш – это личность и нельзя его воспитывать и развивать “под общую гребенку”. Поэтому возникает резонный вопрос – а бывает ли “правильное воспитание ребенка”? Для меня воспитание “правильное”, если ребенок вырос здоровым физически и психически и ему привиты общечеловеческие ценности. Поэтому сегодня я расскажу 12 принципов воспитания ребенка, а остальное – ваше творчество.

Принцип 1

Помните, что кроха – это отдельная личность. Поэтому свои собственные мечты и планы реализовывайте сами, и не навязывайте их малышу. Частая ошибка родителей – навязывать ребенку свои мечты.

“Я не стала медиком, но мой ребенок уж точно станет – это его судьба!” или “Мы династия врачей и наш ребенок пойдет по нашим стопам!”. Когда мы думаем и действуем так, мы отбираем у ребенка свободу и целостность развития, мы навязываем свои мечты.

Не удивительно, что дети зачастую нас разочаровывают, либо, нежелая разочаровать, становятся несчастными и посредственными.

Поэтому с самого рождения дайте ребенку свободу и поддерживайте его свободу. Воспитание не должно быть навязыванием какой-либо позиции или отношения, создание развивающей среды и помощь ребенку и только в тех ситуациях, когда она действительно необходима.

Принцип 2

Все детки в норме рождаются одинаковыми и не бывает ребенка без способностей или, наоборот, с выдающимися способностями. Все, чем отличается ребенок или то, в чем он не преуспевает – это результат приобретенного опыта в процессе воспитания и развития.

Когда проявляется способность или неспособность? Обычно уже к трем годам родители делают выводы о склонности ребенка к музыке или конструированию, а значит формируются способности и неспособности ДО 3х лет! Поэтому развитие творческих и музыкальных способностей, плавание, спорт, конструирование и многое другое – это то, что можно и нужно давать ребенку с рождения, а не в школе. Как раз об этом я говорю в Развивай-ках.

Принцип 3

То, что Вы делаете, имеет огромное значение. Вы – эталон поведения для ребенка и все ваши слова о том, что нельзя кричать, надо быть честным, нужно носить шапочку и все все остальные, не будут значить ровным счетом ничего, пока вы сами не станете их соблюдать.

Как вы думаете, что сделает ребенок, если услышит от вас, что нельзя кричать и тут же после этого увидит, как вы кричите на его отца? Картина мира в его голове будет шаткой и неоднозначной, это уж точно не то, чего вы хотели добиться.

Кроха учится общаться, реагировать, выражать эмоции, вести себя в обществе, глядя на вас и на папу. Поэтому подавайте пример.

Принцип 4

Взгляды на воспитание и действия родителей должны быть едиными. Только тогда ребенок почувствует безопасность и целостность окружающего мира. Если мама утешает кроху после того, как папа бьет его по попе ремнем, значит вы растите манипулятора. Дети очень быстро приспосабливаются к среде и находят в ней свои выгоды.

Как это ни страшно звучит, но частое заключение психотерапевта после работы с малышом, родители которого придерживаются разных точек зрения на воспитание: “Манипулятор, способен на все ради достижения своей цели”.

Будто о секретном агенте 007, а не о четырехлетнем малыше написано, не правда ли?  И это – разные позиции в оном доме.

Все воспитательные меры вы должны обговорить и “согласовать” с мужем. Вы вместе, на одной стороне, поэтому не “дружите против” папы или мамы. А в пределах общей нормы воспитания, каждый родитель имеет право на свое собственное поведение с ребенком.

Принцип 5

Будьте последовательны в своих действиях. не меняйте правила изо дня в день, это может привести к  недисциплинированности ребенка.

Многим родителям не хватает чувства последовательности, в результате чего ребенок приходит в замешательство и не знает, как себя вести.

Ваша задача – сделать мир ребенка безопасным и надежным, а это значит придерживаться общих правил поведения изо дня в день, всем вместе.

Принцип 6

Не давайте ребенку все, что ему хочется по первому требованию. Ребенку для развития достаточно всего, что есть в доме: сенсорного коврика (можно сделать самой), в младенчестве – погремушек, в раннем детстве – книжек, набора для прогулки (совочек, формочки), музыкальных упражнений, счетного материала, конструктора, и самодельного Монтессори-материала.

Конечно же, другие игрушки притягательны для ребенка и они нужны не только для его собственного удовольствия, но и для поддержания статуса в социальной среде.

Сейчас вокруг ребенка очень много впечатлений, развлечений и между тем, что “нужно” и тем, что “ХОЧУ!” лежит огромная пропасть, которую малыш пока не осознает.

Поэтому прививайте ребенку знание о заработке и деньгах и позволяйте ему заработать то, что ему хочется.

Принцип 7

Хвалите ребенка правильно – только за дело. Часто мы от переизбытка чувств пускаемся в похвалу: какой замечательный ребенок, какой ты хороший! И часто после этих слов ребенок стремиться сделать еще что-нибудь хорошее.

Родители думают, что это здорово, но на самом деле – совсем нет. Ребенок стремиться сделать что-то хорошее, чтобы его снова высоко оценили, он думает, что мама любит его за то, что он замечательный.

  А что же делать, когда у него что-то не получилось? Когда мы говорим: “Ты самый умный”, мы оцениваем личность ребенка и ради этой оценки он пойдет на многое. Именно такой похвалой мы формируем в малыше перфикционизм – стремление быть совершенным ради похвалы.

Это противоположность достиженческому подходу, при котором ребенок стремится достигать новых высот ради совершенствования, ради цели, а не ради оценки стороны.

Достиженци – лидеры, а перфекционисты – поверхностные исполнители. Поэтому хвалите ребенка за достижения, за его выбор или слова, а не просто так. Вместо того, чтобы сказать малышу “Ты самый умный”, скажите “Ты очень хорошо справился с упражнением”, “Мне нравится как ты построил пирамидку”. Найдите объективный повод и похвалите ребенка за то, что он сделал, а не за то, что он самый-самый.

Принцип 8

Не отказывайтесь от помощи малыша, позвольте ему участвовать в работе по дому. В период раннего детства детки так хотят быть похожими на маму и папу! Они видят, как мама подметает и тоже бегут с веником в самую пыль. Видят как мама накрывает на стол и хватаются за полные стеклянные бокалы и ножи.

Да, выглядит все это страшно опасно и вобще от помощи больше проблем: пыль не собирается, а разлетается по всему дому, бокалы бьются, сок разливается. И, кажется, нужно ребенка отстранить от всего этого, так проще всем. Но каждый раз, когда вы отбираете у малыша веник или стакан, вы говорите ему: “Я сама, твоя помощь не нужна”.

Он запомнит эти установки и к 14 годам вы получите “неблагодарного ребенка, который вам не помогает”.

Но вы же хотели просто обезопасить его и освободить себе время? Поэтому предлагаю вам инвестировать в будущее: купите малышу веник, дайте ему отнести бокал (если сока много, отлейте половину, чтобы крохе было проще), подарите собственную тряпку для пыли, и скоро у вас вырастет благодарный помощник. Да, кстати, все это также развивает моторику и эмоции.

Принцип 9

Папа – полноценный участник воспитания и развития. О всей важности роли папы в воспитании и развитии я уже писала в этой статье.

Влияние отца сложно переоценить – он проводник ребенка в окружающий мир, поэтому отец должен общаться с ребенком как можно чаще и быть доступен в любое время, хотя-бы по телефону.

А время, пока малыш общается с папой – это то время которые вы посветите себе, поэтому не принебрегайте девятым принципом

Принцип 10

Воспитывайте в ребенке независимость. Малышу очень сложно оторваться от мамы, но с года до трех происходит формирование его собственного “Я”. Многие родители приравнивают детскую независимость к непокорству и непослушанию. Дети стремятся к независимости по простой причине – как и все люди, они хотят сами контролировать, а не быть контролированными кем-то другим.

Поэтому в период 2-3 года уже необходимо дать крохе свободу. Поощрение независимости развивает саморегуляцию поведения. Но определенные ограничения помогают ребенку развить чувство самоконтроля. Чтобы быть успешным в жизни, ему понадобятся оба этих навыка: независимость и самоконтроль.

Принцип 11

Вырастите ребенка почемучкой – научите его думать. К трем годам голова пухнет от детского “почему”, но невероятно важно не только отвечать почемучке, но и стимулировать у него новые и новые вопросы.

Вопрос “Почему?” – признак активной мыслительной деятельности, он означает, что ваш малыш думает, строит причинно-сладственные связи и начинает делать логические выводы. Прекрасно, если ребенок остается почемучкой в 7,9.12,18 лет. Значит он не перестает совершенствоваться и, вместо того, чтобы зубрить, он вчувствуется и осознает!

Принцип 12

Даже если вы допустили ошибку в воспитании малышей, не считайте ее фатальной. Вы человек, а человек не идеальный. Все мы допускаем ошибки, но это не значит, что мы плохие. Поэтому, если вы ошиблись, то признайте свою ошибку, измените свое поведение и идите дальше.

Источник

Источник: http://www.kraskizhizni.com/family/631-12-principov-vospitania

Мой психотест
Добавить комментарий