Подростковая психология

Психология подросткового возраста: как понимать подростков?

Подростковая психология

Один из самых сложных этапов становления человека, как личности – подростковый период. Он начинается в возрасте от 10 лет и заканчивается к 17 годам.

Для каждого ребенка этот момент индивидуален, но заботливый и внимательный родитель сразу поймет, что с его чадом происходит что-то неладное.

Главное в этот период – не разорвать ту тонкую ниточку, которая связывает вас с ребенком с рождения.

Начало переходного возраста характерно тем, что ребенок начинает разговаривать с вами на взрослом языке, при этом, делая поступки, которые характерны для ребенка. Это несоответствие пугает самого подростка, не говоря уж о тех, кто живет рядом с ним.

В его голове толпятся мысли, тело пугает новыми ощущениями и формами, а родители становятся слишком настойчивыми и несправедливыми. В вихре стремительно происходящих изменений, подросток должен понять и простить окружающий мир и себя. Без помощи родителей это невозможно.

Поэтому придерживайтесь в общении с «обновленным» человеком некоторых принципов.

Как родителям понять подростка и помочь ему

Основным правилом в общении с подростком считается общение. С ребенком нужно разговаривать, любыми способами, вызывая его на диалог. Они же еще дети и в разговоре все равно выскажут проблемы. Прямо или косвенно, главное – услышать и понять.

«Нет».

Вы испуганы поведением взрослеющего ребенка, и боитесь, что ответив отрицательно на очередную его просьбу, потеряете доверие? Вы скорее лишитесь всего вышеперечисленного в том случае, если из страха будете соглашаться на все безумные просьбы подростка.

Готовьтесь на каждый отрицательный ответ развернуто обосновать своего решения.

Выслушивайте мнение подростка по поводу сложившейся ситуации со спокойной уверенностью взрослого человека, который точно знает, что делает. Не паникуйте, не кричите и не скандальте никогда.

Видя ваше замешательство, ребенок может трактовать это по-своему. Он просто ослушается вас или уговорами, слезами, угрозами заставит вас переменить решение.

Твердое «нет» никогда нельзя заменять на скользкое «может быть». Таким образом, вы даете своему ребенку надежду на то, что сменившиеся обстоятельства могут повлиять на ваше решение. И он начнет искать возможность переменить их.

Два взрослых человека.

Представьте себе ситуацию, когда вы разговариваете со своими родителями, а они начинают с вами сюсюкать. Согласитесь, вы будете чувствовать себя не совсем комфортно.

Так почему вы считаете, что с подростком можно общаться, как с трехлетним малышом? Навязывая собственное мнение, родители не понимают, что вызывают бунт в душе ребенка. Если он не противоречит открыто, то делает это так, чтобы вы не узнали.

Подросткам невыносимо сознание того что их все еще считают детьми. Они требуют к себе отношения, как ко взрослому человеку.

Понять своего ребенка-подростка не сложно – относитесь к нему, как к равному:

Разговаривайте спокойно и с достоинством;Обсуждайте совместные проблемы;

Шутите.

Старайтесь быть рядом в тот момент, когда жизнь требует от него принятия взрослых решений. Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно последовал вашему совету. Лучше, если вы выскажите собственное мнение на создавшуюся проблему, а пути решения ее он выберет сам.

Не ограничивайте свободу подростка до такой степени, когда он будет страдать от ощущения постоянной слежки. Некоторые родители слишком усердствуют в контроле над собственным чадом.

Подростку нужна свобода мысли и действий, контролируйте его так, чтобы он об этом даже не догадывался.

Учить, и еще раз учить!

К 10 годам детям окончательно надоедает школа, учителя, уроки и учебники. А тут еще мама с папой, которые стараются научить его жизни. Если у вас есть взаимопонимание со своим чадом, вам не сложно будет объяснить ему, что это нужно для его же блага.

В противном случае, не отступайте! Учите ребенка ответственности за собственные поступки, самоконтролю и умению принимать взвешенные решения. Если вы не дадите этого своему ребенку, может случиться непоправимое.

И тогда, вам придется решать более серьезные проблемы.

Учите подростка следующим качествам и чувствам:

Организованность. Способность человека не останавливаться на достигнутом, и двигаться к намеченной цели – признак успешности и целеустремленности.

Учите ребенка тому, что жить без стремления к чему-то нельзя, у человека должны быть желания, мечты, которые требуют воплощения в жизнь;
Забота. Ребенок воспитывается среди взрослых, братьев, сестер и друзей, которые любят и оберегают его.

Воспитывайте в подростке доброту, сострадание, мягкость, выдержку и внимательность по отношению к людям;

Позитив. Нельзя, чтобы ребенок «закрывался» в себе, не в силах решить какую-то «глобальную» жизненную ситуацию. Понятно, что он сам себя «накрутил» и теперь в панике ищет выход. Объясните подростку, что его «страшные» проблемы – результат самобичевания и негативного отношения к себе и собственной жизни.

Постоянно уверяйте подростка в том, что он не страшилище, которым себя мнит, а очень приятный молодой человек. Достаньте собственные подростковые фотографии, покажите, каким были вы в его возрасте. Можно привести в пример фото звезд эстрады и кино. Благо, их множество в интернете.

Мелкие провинности и ошибки вашего ребенка не стоят того, чтобы он буквально «казнил» себя за них. Объясняйте взрослеющему человеку, что в жизни бывают проблемы посерьезнее, чем то, что он сегодня повздорил с другом. Каждый факт самоедства вашего ребенка, пресекайте на корню.

Ищите правильные слова, примеры из собственной жизни, истории людей, которых знает ваш ребенок.

Скандал и агрессия.

Родители, которые отчаялись «наставить» свое чадо на путь истинный разговорами и пониманием, стараются сделать последнее, что считают возможным – они скандалят, угрожатют и ругают ребенка.

Этого делать нельзя! Вы не только не добьетесь понимания и послушания, вы окончательно оттолкнете от себя подростка. Те крупицы понимания и контроля над ситуацией рассыплются в прах.

Ответная реакция на ваше отношения может быть самой страшной – от агрессии в ваш адрес до попытки суицида.

Кризис подросткового возраста – знакомое и страшное словосочетание для всех родителей. Оно означает то, что в переходном возрасте ребенок становится неуправляемым и агрессивным.

Учимся понимать подростков – изменения по возрастам

Попробуем разобраться с тем, что происходит в организме ребенка на каждом этапе взросления.

12 лет. Еще маленький или уже большой?

Это тот возраст, когда ребенок еще не может быть взрослым, но уже не хочет оставаться ребенком. Он копирует поведение и манеры тех, кто рядом, чтобы казаться старше. В этом возрасте ребенок уделяет пристальное внимание своей внешности.

Девочки проводят первые эксперименты с косметикой, а мальчики с тяжелым вздохом разглядывают прыщи в зеркале. Помогите ребенку в этом – купите специальную гипоаллергенную косметику для дочери и научите правилам наложения макияжа.

Мальчика порадует действенное средство от угревой сыпи на лице.

Дети становятся медлительными и стараются замкнуться в себе. Теперь главное – не дать уползти им, как улитке в раковину, откуда потом их слишком трудно достать.

13 лет. Гиперактивный и перевозбужденный.

К 13 годам в организме подростка начинают происходить бурные процессы, которые принято называть гормональными изменениями. Это один из самых активных периодов в развитии и становлении ребенка, как взрослого человека.

Теперь он научился отличать взрослое поведение от детского, и прекрасно знает, что все большие дяди и тети – самостоятельные люди.

Стараясь казаться самостоятельным, подросток совершает одну из самых неприятных ошибок в своей жизни – он абстрагируется от родителей и перестает признавать их авторитет. Если упустить этот период, можно прийти к плачевным результатам.

14 лет. Борьба за право голоса и признание.

В этом возрасте подростки особенно неуправляемы. Доказывая свою состоятельность и независимость, они начинают действовать назло родителям. Не путайте это отношение со злостью и агрессией ребенка по отношению к вам. Он так же любит вас, как и тогда, когда был маленьким.

Но теперь им движет незнакомое дотоле чувство противоречия. Подросток, скорее всего, сам не рад тому, что он делает, но не может изменить себе и оспаривает каждое, сказанное вами слово. Не кричите на него и не ругайте за «вредность».

Он не виноват, а этот период скоро закончится.

15 и 16 лет. Еще не личность, но надежда есть.

Если в прошлом ребенок принадлежал душой и сердцем только вам, то теперь пришло время делиться. У него появляются друзья, знакомые и первая любовь, которые отдаляют вас от ребенка. Теперь только от вас зависит, останетесь вы друзьями или чужими, непонимающими друг друга, людьми.

С появлением новых людей вокруг подростка, моральные нормы, убеждения и жизненные принципы, которые вы вкладывали в его голову много лет, дают трещину. Теперь перед ним есть другие люди, которые воспитаны по другим правилам.

Не удивительно, что перед ребенком встает вопрос – кто прав? Неужели мама и папа, которые ежедневно твердят о самосовершенствовании и самоконтроле? Ведь, проще и веселее жить, как новые знакомые – блуждая по улицам в поисках приключений и не утруждать себя «лишними» проблемами.

Это тот момент, когда вы строго, но ненавязчиво должны контролировать сферу общения ребенка. Если вы изначально знаете, что он дружит с детьми, понятия которых не идут вразрез с убеждениями вашей семьи, легче будет понять подростка и его душевные метания.

Почему родителям трудно понять подростка, которому 15 или 16 лет? Ответ – они забыли себя в этом возрасте. Вспомните первую любовь, первый раздор с другом, когда вы не сошлись во мнениях, первый поцелуй. В этом возрасте слишком многое случается впервые.

Подростку трудно справиться с наплывом эмоций, чувством одиночества и ощущением собственного бессилия перед сложившейся ситуацией. Важно дать понять ребенку, что он не один, что вы всегда поможете и поддержите его. Его проблемы – ваши проблемы, но решение принимать должен он сам. Главное, чтобы они были взвешенными и обдуманными.

Воспитывайте в подростке чувство ответственности за близких и любимых людей.

Наряду с житейскими понятиями, в ребенке формируется мировоззрение. Он получает много знаний от учителей, интересуется историей и науками. Его взгляды и суждения становятся обширны и многогранны. Этот возраст характерен тем, что человек находится на вершине умственного и психического развития.

Слушайте своих детей, дайте им возможность высказывать собственное мнение. Ведь только в общении зарождаются теплые, дружеские отношения, которые вы сохраните на всю жизнь.

Источник: https://sunmag.me/sovety/15-02-2014-psikhologiya-podrostkovogo-vozrasta-kak-ponimat-podrostkov.html

| Психология подростковых отношенийПсихология хитроумных отношений – блог по психологии Sumasoyti.com

Подростковая психология

«Я вырос. Мне 13. Что дальше?» — психология отношений для подростков сплошная неопределенность. Ребенок едва оттолкнулся от одного берега, а к другому еще долго не пристанет. Вот и предстоит ему хаотично болтаться в быстрой воде – современном окружении, скорости и непредсказуемость которого растут с каждым днем.

Впрочем, как и опасность. Чем живет подросток – надежной почвы под ногами нет, в теле играют гормоны, неустойчивая нервная система и психика, особо ничего не интересует, кроме друзей и тусовок. И, конечно же, тяга к запретному: алкоголь, сигареты, секс, наркотики.

Что получаем в итоге – смесь, готовую в любой момент взорваться от малейшей искры.

Психология подростковых отношений, пожалуй, одно из немногих направлений, где не работают привычные законы. На шаблоне к подростку не подъедешь. Личность в подростковом возрасте считает себя особенной, не такой как все, оригинальной, и во всем, что ей присуще, – сплошные крайности.

«Быть таким как предки? Никогда!», «У меня своя жизнь – не лезьте!», «Я сам(а) знаю, что мне делать!» «Какой психолог?! Я не псих, это вам надо лечиться!» — жизнь на повышенных тонах, почти на срыве. Не удивительно, что родители редко находят с детьми-подростками общий язык.

Почему? По той простой причине, что во внутреннем мире такого ребенка царит хаос…

Особенности подросткового возраста:

  • нет личных ориентиров, стабильных данных, на которые можно опереться. В детстве – это родители, но лет с двенадцати их авторитет заметно слабеет, семейные ценности не признаются таковыми,
  • растет желание независимости и свободы,
  • неосознанное стремление защищаться. Подросток обороняется от родителей, родственников, учителей. Он(а) замыкается в себе, защищая свое шаткое внутреннее «я», на которое посягают!
  • самовыражение любым способом, выделиться среди остальных. В ход идет все: нестандартная внешность, резкость в характере, неформальные увлечения, модные гаджеты,
  • гормональная нестабильность. Состояние организма в этом возрасте играет не последнюю роль. Гормоны – это активные(!) биологические вещества, способные трясти как на вулкане.

Психология отношений для подростков – это отсутствие нормы. Парадокс в том, что как раз стандарты и пытаются навязать ребенку, отчего его раздражительность просто зашкаливает.

Как наладить отношения с подростком?

Для начала полностью понять, с кем вы, дорогие родители, имеете дело. Вникнув в то, что написано выше, ощутите себя подростком… настройтесь на его волну. Почувствуйте эмоции, мысли и настроение ребенка… Что приходит на ум в таком состоянии? Вам тревожно!..

У подростка сплошные страхи: боязнь оценки сверстников, быть осмеянным, непризнанным, отвергнутым в личных отношениях, несексуальным, не в теме, непривлекательным. Добавьте к этому неокрепшую психику и неопределенность. Вот откуда стремление подростка копировать – звезд шоу бизнеса, известных актеров, героев фильмов и анимации.

Это хоть какая-то определенность, зацепка в штормовом житейском море!

В подростковой психологии отношений есть три надежных подхода:

  • разговаривайте с ребенком. О чем хотите, хоть о погоде. Пусть ваш канал общения будет всегда открытым, поверьте, это чувствуется. Не забывайте о тактильных ощущениях. Обнять, взять за руку, прислониться, прикоснуться – тоже общение, пусть и несловесное,
  • подчеркните личность подростка, его значимость. Он хочет вести себя как взрослый, так и считайте его взрослым, не обесценивайте,
  • разделите реальность ребенка. Ненавязчиво интересуйтесь, чем он увлекается, расспрашивайте. Я не призываю вас красить волосы в синий цвет, делать тату или пирсинг. Но хотя бы узнайте, что ему это дает? Высшим пилотажем будет если вам удастся найти общее дело, хобби, которое увлечет вас обоих.

Будьте открытым и принимайте вашего ребенка таким как есть. Не требуйте от него достигать ваши цели и исполнять мечты родителей. Он родился оригиналом! Не превращайте его в копию. Пожалуй, это главное в психологии отношений для подростков – дать ему или ей возможность быть собой.

Но… помните, что перед вами еще все-таки ребенок, уровень осознанности которого пока не высок. Отсюда низкое чувство опасности. Поэтому оградите его или ее от реальных возможных неприятностей. И ждите… пока подростковый возраст перейдет в совершеннолетие. А это уже совсем другая история.

🙂 У вас все получится!

Источник: http://www.sumasoyti.com/psihologiya-otnosheniy/deti-i-roditeli/psihologiya-podrostkovyh-otnoshenij.html

1. Социальная ситуация развития

Подростковая психология

Подростковыйвозраст

Подростковыйпериод — период завершения детства,вырастания из него, переходный от детствак взрослости. Обычно он соотносится схронологическим возрастом с 10—11 до14—15 лет. Сформированная в учебнойдеятельности в средних классах школыспособность к рефлексии «направляется»школьником на самого себя.

Сравнениесебя со взрослыми и с более младшимидетьми приводит подростка к заключению,что он уже не ребенок, а скорее взрослый.Подросток начинает чувствовать себявзрослым и хочет, чтобы и окружающиепризнавали его самостоятельность изначимость.

Основные психологическиепотребности подростка — стремление кобщению со сверстниками («группированию»),стремление к самостоятельности инезависимости, «эмансипации» от взрослых,к признанию своих прав со стороны другихлюдей.

2. Ведущая деятельностъ в подростковом возрасте

Подростокпродолжает оставаться школьником;учебная деятельность сохраняет своюактуальность, но в психологическомотношении отступает на задний план.Основное противоречие подростковогопериода — настойчивое стремлениеребенка к признанию своей личностивзрослыми при отсутствии реальнойвозможности утвердить себя среди них.

Д.Б.Эльконин считал, что ведущей деятельностьюдетей этого возраста становится общениесо сверстниками.

Именно в началеподросткового возраста деятельностьобщения, сознательное экспериментированиес собственными отношениями с другимилюдьми (поиски друзей, выяснениеотношений, конфликты и примирения, сменакомпаний) выделяются в относительносамостоятельную область жизни. потребность периода — найти свое местов обществе, быть «значимым» — реализуетсяв сообществе сверстников.

Помнению Фельдштейна, интимно-личностныйи стихийно-групповой характер общенияпреобладает в том случае, если отсутствуютвозможности осуществления социальнозначимой и социально одобряемойдеятельности, упущены возможностипедагогической организации общественнополезной деятельности подростков.

3. Специфические особенности психики и поведения подростков

Стремлениеподростка занять удовлетворяющее егоположение в группе сверстниковсопровождается повышенной конформностьюк нормам поведения и ценностям референтнойгруппы, что особенно опасно в случаеприобщения к асоциальному сообществу.

Переходностьпсихики подростка состоит в сосуществовании,одновременном присутствии в ней чертдетскости и взрослости.

Вподростковом возрасте нередко сохраняетсясклонность к поведенческим реакциям,которые обычно характерны для болеемладшего возраста. К ним относятследующие:

1. Реакция отказа. Она выражается в отказеот обычных форм поведения: контактов,домашних обязанностей, учебы ит.д.Причиной чаще всего бывает резкаяперемена привычных условий жизни (отрывот семьи, перемена школы), а почвой,облегчающей возникновение таких реакций,— психическая незрелость, чертыневротичности, тормозимости.

2. Реакция оппозиции, протеста. Онапроявляется в противопоставлении своегоповедения требуемому: в демонстративнойбраваде, в прогулах, побегах, кражах идаже нелепых на первый взгляд поступках,совершаемых как протестные.

3. Реакция имитации. Она обычно свойственнадетскому возрасту и проявляется вподражании родным и близким. У подростковобъектом для подражания чаще всегостановится взрослый,  теми или иными  качествами  импонирующий его  идеалам   (например, подросток,мечтающий о театре, подражает в манерахлюбимому актеру).   Реакция имитации характерна для  личностно незрелых подростков в асоциальнойсреде.

4. Реакция компенсации. Она выражается встремлении-восполнить свою несостоятельностьв одной области успехами в другой. Если в   качестве  компенсаторной реакции   избраны   асоциальныепроявления, то возникают нарушенияповедения. Так, неуспевающий подростокможет пытаться добиться авторитета уодноклассников грубыми, вызывающимивыходками.

5. Реакция гиперкомпенсации. Обусловленастремлением добиться успеха именно втой области, в которой ребенок илиподросток обнаруживает наибольшуюнесостоятельность (при физическойслабости — настойчивое стремление кспортивным достижениям, при стеснительностии ранимости — к общественной деятельностии т.д.).

-1 –

Собственноподростковые психологические реакциивозникают при взаимодействии с окружающейсредой и нередко формируют характерноеповедение в этот период:

1. Реакция эмансипации. Она отражаетстремление подростка к самостоятельности,к освобождению из-под опеки взрослых.При неблагоприятных средовых условияхэта реакция может лежать в основе побеговиз дома или школы, аффективных вспышек,направленных на родителей, учителей, атакже в основе отдельных асоциальныхпоступков.

2. Реакция «отрицательной имитации». Онапроявляется в поведении, контрастномпо отношению к неблагоприятному поведениючленов семьи, и отражает становлениереакции эмансипации, борьбу занезависимость.

3.Реакция группирования. Ею объясняетсястремление к образованию спонтанныхподростковых групп с определеннымстилем поведения и системой внутригрупповыхвзаимоотношений, со своим лидером.

 В неблагоприятных средовых условиях, при различного рода  неполноценности нервной  системы  подростка склонность  к этой реакции может взначительной мере определять егоповедение и быть причиной асоциальныхпоступков.

4.Реакция увлечения (хобби-реакция) . Онаотражает особенности внутреннейструктуры личности подростка. Увлечениеспортом, стремление к лидерству, азартныеигры, страсть к коллекционированиюболее характерны для подростков-мальчиков.

Занятия, мотивом которых являетсястремление привлечь к себе внимание(участие в самодеятельности, увлечениеэкстравагантной одеждой и т.п.), болеетипичны для девочек.

Интеллектуально-эстетическиеувлечения, отражающие глубокий интереск какому-либо определенному предмету,явлению (литературе, музыке, изобразительномуискусству, технике, природе и т.п.), могутнаблюдаться у подростков обоих полов.

5.  Реакции,   обусловленные формирующимся   сексуальнымвлечением (повышенный интерес ксексуальным проблемам, ранняя половаяжизнь, онанизм и т.д.).

Источник: https://StudFiles.net/preview/2300241/

Мой психотест
Добавить комментарий