Психология воспитания

Психология воспитания детей

Психология воспитания

Психология воспитания детей выведена в раздел науки в 40-х годах ХХ века.

Целью этого направления является поиск решений в проблемах воспитания детских личностей, их гармоничного формирования, развития нравственности и т.д.

Психология воспитания детей является основой педагогической психологии, которая помогает разрешить и понять проблемы каждого малыша и найти подход к представителю подрастающего поколения.

Психология воспитания детей 2 лет

Воспитание детей 2 лет — это не такое уж простое дело, как кажется на первый взгляд. Трудности, связанные с воспитанием малышей, неоднократно возникают у многих родителей. Малыш, которому исполнилось два года, зачастую доставляет родителям много хлопот своим упрямством, капризами, истериками.

В этом возрасте кроха для своих родителей может стать «тяжелым испытанием». Маленький тиран нередко возражает взрослому, который в несколько больше него. Наиболее трудно приходится тем родителям, которые уверенны, что малыш должен их слушаться в любом случае.

Нередко малыш 2 лет показывает свой характер, реагирует с раздражением, закатывает истерики, отвергает помощь взрослых, и родители зачастую не могут понять, что происходит с крохой.

У малыша в возрасте 2 лет хорошо развита двигательная функция и для него не существует таких мест, куда бы ни смог он дотянуться.

Кроха уже лучше владеет своей речью и благодаря своим умениям он старается быть «самоуправляемым».

Если взрослые будут понимать, что это лишь его физические достижения, то свою терпимость им легче будет проявить, чем предположить то, что он хочет специально вывести из равновесия своих родителей.

Психология воспитания детей до 3 лет — советы

Малышу следует задавать вопросы, на которые он может ответить или «да» или «нет», при этом взрослый должен быть готов принять оба эти варианта.

Например, когда необходимо оставить с малышом игровую площадку, то следует сказать ему об этом так: «уходим через 5 минут». По истечении времени – следует приступить к действиям.

Необходимо уверенно сказать: «пора идти», если ребенок противится, то требуется настойчиво увести его.

Следует давать крохе право на выбор – например, выбрать свой вариант одежды из предоставленных двух.

Психология воспитания детей до 3 лет включает гибкость в воспитании. Важно поддерживать любой выбор малыша и учить его с ответственностью относится к своему выбору.

Например, если малыш голоден, но отказался от еды, то не стоит категорически настаивать на приеме пищи именно в этот момент, следует просто отставить в сторону еду. Малыш обязательно вернется к предложенной пище.

Если взрослые будут придерживаться данных советов, то трудный возраст двухлетней крохи пройдет незаметно.

Психология воспитания детей 3 лет

Каждый родитель желает воспитать свое чадо правильно, для того чтобы оно выросло полноценной, здоровой и творческой личностью.

Формирование личности крохи начинается с трехлетнего возраста. Детская психология особенности поведения малышей этого возраста определяет как «кризис трех лет».

Воспитание ребенка 3 лет требует от взрослых много внимания и терпения. В течение последующих лет жизни у малышей будут закладываться основные черты характера, и формироваться представления об основах поведения во взрослой жизни. Нередко поведение ребенка 3 лет отмечается капризностью и истериками.

В таких ситуациях взрослым важно не терять самообладание, терпеливо и спокойно объяснять малышу, что не нравится в поведении крохи. Рекомендуется заострить внимание малыша, что именно огорчило взрослого. После необходимо отвлечь внимание чем-то интересным и не акцентировать внимание на этом конфликте.

Психология воспитания ребенка 3 лет нацелена на исключение излишних запретов и проявление строгости, иначе в будущем кроха станет излишне требовательной, капризной и привередливой. Нельзя бить и унижать малыша, следует давать ему чувствовать себя на равных с взрослыми.

Трехлетний малыш начинает осознавать себя личностью, но в силу отсутствия жизненного опыта, кроха не знает, как проявлять свою самостоятельность, настойчивость, активность в достижении цели.

Чтобы чадо гармонично развивалось, необходимо наполнить его жизнь интересными занятиями, играми, прогулками.

К малышу следует относится всегда тактично и справедливо и тогда ребенок, повзрослев, отплатит своей любовью и уважением.

Психология воспитания детей 4 лет

Воспитание ребенка 4 лет является делом достаточно сложным. В 4 года малыш представляет собой отдельную личность со своими желаниями, собственным мнением и эмоциями.

Правильное воспитание ребенка 4 лет окажет влияние на все аспекты его дальнейшей жизни, поэтому к этому вопросу необходимо подойти очень обстоятельно. Если в раннем детстве в основном управляют жизнью малыша эмоции и инстинкты, то уже к 4-м годам поведение его становится более осознанным.

Для того чтобы выбрать в воспитании ребенка 4 лет правильное направление следует рассмотреть ключевые моменты развития крох в этом возрасте.

Психология воспитания детей 4 лет нуждается в изменениях из-за смещения акцента с двигательной активности на деятельность умственную (для малыша представляет интерес всевозможное творчество: лепка, рисование, изготовление различных поделок); такое поведение необходимо поощрять, особенно если кроха не усидчив.

В 4 года, если позволяет здоровье рекомендуется отдать малыша в спортивную секцию (плавание, гимнастика и так далее). Нельзя забывать о ежедневных прогулках, которые хорошо укрепляют иммунитет, а на свежем воздухе игры развивают крупную моторику. Если малыш уже знает алфавит, то его следует начинать обучать чтению.

Целесообразно кроху ознакомить с основами математики в игровой форме.

В 4 года отмечается возникновение любознательности и бесконечных «почему?», которые способны вывести из равновесия любого взрослого. На вопросы крохи следует отвечать прямо и без лишних подробностей. Если взрослый не владеет необходимой информацией, то следует так и сказать об этом малышу и пообещать найти ответ в ближайшее время.

Если чадо уже посещает детский сад и у него возникли проблемы с адаптацией в коллективе, то взрослый должен ему помочь в их преодолении.

Для начала требуется определить причину этого состояния (застенчивость, стеснение, ревность), а потом научить кроху правильно общаться со сверстниками, делиться игрушками или при необходимости постоять за себя.

Если не удается решить эту проблему, и она приобретает глобальный характер, то лучше обратиться за помощью к детскому психологу.

Семейная психология по воспитанию детей 4 лет учитывает определенные изменения, которые претерпевает психика малыша в процессе взросления. Дите 4 лет начинает испытывать для себя новые чувства: раздражение, обиду, стыд, печаль.

Он не способен с ними самостоятельно справляться, может не слушаться, плохо себя вести. В этот период важно поддержать малыша, объяснять, что все испытывают эмоции — и это нормально. Необходимо говорить ребенку, что лучше выражать свои чувства не плохим поведением, а словами.

Требуется хвалить малыша, поскольку недостаток похвалы крохой ощущается очень остро, а наказывать стоит строго по делу, чтобы было понятно за что. Хвалить ребенка следует за новые достижения или за большие старания в каком-либо деле.

Требуется всегда говорить своей четырехлетке о своей любви, даже если поведение не радует.

Воспитание ребенка 4 лет девочки. Как показывает практика девочку воспитывать легче, чем мальчика. Это обуславливается более спокойным и послушным нравом, присущим чисто женским чертам характера.

Девочки предпочитают играть в «дочки-матери», «больницу», «магазин», «парикмахерскую». Поощряя такие игры и поведение, важно поддерживать в дочке уверенность в ее красоте и исключительности. Это позволит ей в будущем иметь адекватную самооценку.

Девочке необходимо прививать любовь к чистоте, пунктуальности, женственности.

Воспитание ребенка 4 лет мальчика. Мальчики по своей природе более активны и нередко агрессивны. В 4 года мальчик должен понимать, что девочек обижать нельзя и знать почему. К воспитанию мальчика обязательно должен быть причастен мужчина из семьи.

Это могут быть как папа, так и другие мужские представители семьи – дядя или дедушка. Это имеет большое значение.

Кроме этого, перед мальчиком необходимо ставить, как можно меньше запретов, поскольку активный ребенок все равно найдет возможность их преодолеть.

Чем больше взрослые будут проводить совместно время с малышом за играми и различными занятиями, тем более любознательным, способным и сообразительным он вырастет.

Психология воспитания детей 5 лет

Ребенок в 5 лет продолжает познавать, как себя, так и иных людей — представителей социума. Он начинает понемногу осознавать, что существуют некоторые связи во взаимоотношениях людей, а также в их социальном поведении.

В поведении детей 5 лет можно обнаружить формирование зачатков саморегуляции. Малыши начинают предъявлять к себе требования, которые им предъявляли ранее взрослые.

Пятилетние дети уже способны доводить до конца начатое дело, не отвлекаться на интересные дела, способны убрать игрушки, навести порядок в комнате.

Психология воспитания детей 5 лет должна включать настойчивость со стороны взрослых, поскольку малыши в этом возрасте начинают осознавать, что существуют общепринятые нормы, правила поведения, начинают понимать свою ответственность и обязательность перед выполнением этих норм и правил.

Эмоционально кроха способна переживать оценку своего поведения, даваемую другими индивидами, он начинает понимать, насколько сам общепризнанные нормы и правила соблюдает, соответствует ли морально-нравственным представлениям.

Пятилетнему ребенку довольно просто соблюдать нормы во взаимодействии с приятными ему людьми, например с друзьями. Со сверстниками пятилетний малыш способен контролировать свою агрессию, играть и делиться игрушками, с интересом погрузиться в развивающие игры.

Психология воспитания детей 5 лет обнаруживает у крохи изменения в представлении о себе. Важными становятся оценки и мнение друзей.

В этом возрасте кроха избирательно подходит к выбору друзей, со сверстниками он способен наладить устойчивые взаимоотношения. Ребенок 5 лет берет в друзья тех, кто обладает положительными качествами или успешен в каком-либо деле.

Нередко можно услышать от пятилетнего ребенка, что его друг не дерется и ему интересно с кем-то играть.

В возрасте 5 лет нет большой разницы в воспитании девочки или мальчика. Безусловно, мальчики более энергичны, а девочки усидчивы, однако основные моменты из психологии воспитания подойдут для обоих полов.

В 5 лет смена настроения не происходит столь бурно, и взрослевший кроха становится значительно спокойнее. Если к нему обратиться с просьбой, то он достаточно адекватно отреагирует на слова и просьбы взрослых.

Взрослым следует постоянно объяснять ребенку, по каким причинам что-либо делать не следует.

Отмахиваясь от различных детских «почему?», взрослые поспособствуют тому, что кроха станет менее инициативным и будет думать, что существуют некие запретные вопросы, которые лучше не задавать.

Чем чаще родители будут отвечать на вопросы малыша, тем лучше для взрослых. Таким образом, ребенок поймет, что со своими вопросами можно обратиться к родителям и значит, в подростковом возрасте, столкнувшись с проблемами, он придет за советом именно к родителям.

Чтобы кроха не стала замкнутой, следует постоянно поддерживать с ней общение. Если взрослый заметил, что малыш хочет что-то сказать, то можно его опередить и спросить у него наводящими вопросами. Если ребенок спрашивает, то следует всегда отвечать.

Чтобы воспитание прошло правильно, необходимо уделять крохе достаточное количество внимания.

Подводя итог, следует отметить, что психология воспитания ребенка должна соответствовать возрастным потребностям крохи. Полноценное развитие малыша возможно при условии защищенности и чувства любви. Иначе взрослый рискует столкнуться с сопротивлением и пассивностью своего чада.

Воспитание ребенка будет иметь эффект если в каком-либо виде деятельности малыш достигнет успеха. Пережив такой момент, воспитываемый ощутит чувство удовлетворения от своего результата и участия в деятельности.

Воспитательный процесс не должен быть открытым, иначе кроха осознает, что на него пытаются повлиять нравоучениями и станет активно сопротивляться.

Источник: http://psihomed.com/psihologiya-vospitaniya-detey/

Психология воспитания детей школьного и дошкольного возраста

Психология воспитания

С рождением ребенка молодых родителей ждет много трудностей. Малыша нужно кормить и одевать, заниматься его воспитанием. Наука — психология воспитания детей — дает ответы на множество вопросов, касающихся общения с грудничками и детьми постарше. В этой статье мы поговорим о том, с какими трудностями приходится сталкиваться семье, воспитывающий ребенка, как эти проблемы решать.

С рождения и до года

Малыш родился, и вы самые счастливые родители на свете! Но спустя 2-3 недели после выписки из роддома начинаются пеленки, подгузники, детский плач по ночам — кроха начинает показывать свой характер.

В этот период он наиболее зависим от семьи, требует постоянного внимания. Самый сложный и спорный момент – выяснение причин плача. Подключаются бабушки и дедушки с высказыванием: «Давайте, мы — вас же как-то вырастили».

А довольны ли мы своим воспитанием?

Детская психология различает два подхода к плачу младенца:

  • традиционный;
  • детоцентристский.

Распространенная фраза традиционного метода – «покапризничает и перестанет». Сторонники традиций убеждены, что кроху не нужно приучать к рукам и бежать к нему при первом же попискивании.

Малыш должен учиться самостоятельности с первых дней жизни, понимать, что на его крик не реагируют. Такое отношение в семье проявляется не только к плачу.

У деток своя кроватка, отдельная комната, а контакт с родителями происходит только тогда, когда они бодрствуют.

Родители, практикующие детоцентристский подход, стремятся к малышу в первые секунды плача, берут его на руки, прижимают к себе. 9 месяцев кроха находился в подходящей среде обитания, из которой его вырвали и перенесли в мир, полный страхов и одиночества: конечно, ему нужно поддержка. Часто малыши спят с одной кровати с родителями, их долго не отрывают от груди.

Какой же подход из этих верен? Четкого ответа на данный вопрос нет. К каждому ребенку важно подходить индивидуально, анализировать причины его капризов. На все запреты в возрасте до 1 года малыш может реагировать только плачем. Основывайтесь на своих ощущениях и поведении крохи. Главное, чтобы ребенок был счастлив!

Воспитание от 1 года до 3 лет

Возраст от года до 3 лет — самый любознательный. Малыш начинает делать первые шаги, пробовать все на зубок, познавать мир. Очень важно, если в этот период жизни дети воспитываются в полной семье, именно сейчас они начинают ощущать разницу между мамой и папой. Поведение формируется на основе поведения родителя его пола.

Фундамент воспитания малыша до лет базируется на трех принципах:

  • уметь слушать;
  • говорить коротко;
  • предоставлять выбор.

В возрасте до 2 лет у крохи формируется интеллектуальное развитие. Именно в этот период ему нужно уделять много внимания и постараться многому научить. Помочь в этом могут развивающие игрушки: кубики с буквами, конструкторы, цветные карандаши.

Важно, чтобы в играх была задействована мелкая моторика.

Большинство родителей учат малыша этого возраста рисовать. Капризничает и не желает брать в руки карандаш — дайте ему книжку с яркими картинками или кубики. Ни в коем случае нельзя кричать на карапуза, если процесс не получается. Это вызовет впоследствии отторжение.

Примерно с 1,5 лет ребенок начинает проситься на горшок. Процесс приучения к туалету важный, требующий терпения и спокойствия от родителей. Малыш описался – это не повод ругать его. Большинство детей полностью привыкают к горшку к 3,5-4 годам, некоторые — с приходом в детский сад.

В возрасте 2 лет дети начинают интересоваться сверстниками. Знакомство происходит на детских площадках, в яслях. Необходимо стимулировать процесс, ведь впоследствии взрослому человеку придется общаться с малознакомыми людьми на работе, в быту.

Важно прививать малышу навыки этикета: учить здороваться, прощаться, говорить спасибо, пожалуйста. Вежливость – залог правильного воспитания. Учите ребенка правилам гигиены. Кроме того, кроха должен начинать понимать, как важно помогать другим.

Предлагайте ему убирать игрушки, заправлять постель после сна. Когда станет старше — начнет помогать вам.

Важно помнить, что любые запреты и ограничения должны быть логически обоснованными. Не ленитесь объяснять, почему «нельзя», что такое хорошо, и что такое плохо. Предоставляйте право выбора.

Воспитание от 3 до 5 лет

Именно в этот период дитя начинает ощущать себя как отдельную от мамы личность. Малыш уже понимает свою половую принадлежность, исследует себя и интересуется отличием мальчика от девочки. Отвечая на каверзные вопросы о физиологии, важно не вдаваться в подробности и раскрывать ребенку всю суть анатомии человека.

Уже по интонации родителей кроха может определить их настроение. Малыш стремится к самостоятельности и все чаще повторяет фразу: «Я сам!», не боится оставаться один в комнате. В возрасте 3-3,5 лет ребенку нужен распорядок дня, чтобы он не рос, как сорняк у дороги. Составьте распорядок вместе с малышом и выслушайте все его пожелания, объясните, почему важен дневной сон.

Важную роль в психологии детей играет детский сад. Не только родители закладывают фундамент, но и воспитатели. Всегда интересуйтесь у чада, как прошел его день в саду, что нового он узнал, было ли ему интересно, что он сегодня кушал, как спал. Многие детки, заходя в группу, начинают плакать: это не означает, что в саду плохо. Чтобы избежать детских истерик, необходимо понять причину плача.

Неплохой совет по этой теме дает детский врач, психолог Комаровский Е.О. Он выделяет основные причины детских слез:

  • нежелание малыша расставаться с родителями;
  • боязнь, что его не заберут домой;
  • одиночество в группе;
  • боязнь воспитателя;
  • конфликт со сверстниками.

Задача мам и пап — понять причину «детского горя» и научить ребенка самостоятельности. Необходимо приучать малыша к саду постепенно, оставляя его в группе на 2-3 часа.

Как только кроха привыкнет к новой обстановке, познакомится с воспитателями и детьми, ему будет проще провести в детском саду целый день. Большой плюс, когда малыш уже знает детей в группе.

Для знакомства с коллективом можно несколько раз прийти в сад на экскурсию. Как только ребенок перестает плакать, хвалите его.

Воспитание от 5 до 6 лет

Психология воспитания детей пятилетнего возраста направлена на множество запретов. К 5-6 годам малыш начинает интересоваться компьютерными играми. Если ему позволять, он часами будет играть в «стрелялки» и «бродилки».

Необходимо ограничивать вредный процесс.

Не удается отвлечь чадо от компьютера? Замените вредоносную игру полезной. Приобретите диски с развивающими играми, помогающими ему освоить мир цифр, грамматики, биологии, истории. Больше гуляйте с крохой на свежем воздухе, позволяйте общаться со сверстниками. Тогда времени на компьютер у него не останется.

Развитие малыша происходит стремительно, он впитывают новую информацию, как губка. Часто родители слышат из уст чада матерные слова. Как на них реагировать? Для начала обратите внимание на себя.

Возможно, вы сквернословите в присутствии малыша. Почему вам можно, а ему — нет? Искорените эту привычку. Если причина не в семье, необходимо понять, где ребенок мог услышать плохое слово.

Поговорите с воспитателем: 90% новых слов дети приносят из детского сада.

Важно объяснить малышу, что ругаться матом плохо!

Важный момент в этом возрасте – подготовка к школе. В этот период и ребенок, и родители испытывают стресс, ведь впереди новый виток жизни.

Распространенные ошибки, которые совершают многие родители в разговоре о школе:

  • негативный пример из собственной практики;
  • запугивание плохими оценками и ремнем;
  • использование фраз: «Ты не справишься», «Там тяжело».

Хотите, чтобы ваш малыш перестал трястись при упоминании слова «школа» — настраивайте его на положительный лад. Расскажите о том, что в школе, помимо уроков, есть переменки, на которых можно играть с друзьями.

Дайте понять, что он узнает много нового и интересного для себя. Пообещайте помогать с уроками. Дети, подготовленные к школе психологически, легче преодолевают трудности.

Будущему ученику будет проще, если до школы он будет уметь читать простые слова, считать до десяти. Посвятите свободное время занятиям с малышом.

Начальная школа

Один из сложных периодов в детской жизни – начальная школа. Если ваш малыш посещал детский сад, адаптироваться в новой среде ему будет проще. Детям, пришедшим в школу из уютной домашней обстановки, тяжело налаживать контакты со сверстниками, заводить друзей. Однако это не повод расстраиваться. Применяйте правило: «Начальная школа – это детский сад, только с домашним заданием».

Важно, если ребенок встретится с учительницей до начала учебного года, запомнит ее имя, посмотрит класс. Большинство школ устраивают день открытых дверей для дошколят.

С началом занятий у малыша изменится распорядок дня. В летний период родители должны постепенно готовить ребенка к новым правилам, исключить дневной сон. В школе ребята учатся самостоятельности, прилежанию, труду. Прививайте эти навыки малышу постепенно.

Неизбежны конфликты между учениками: в этот возрастной период ребята стараются показать свое превосходство над сверстниками, хвастаются старшими братьями и сестрами. Произошла ссора? Позвольте ребенку решить ее самостоятельно. Вмешаться можно только при затянувшемся конфликте либо систематических нападках на ваше чадо.

Не вмешивайтесь в процесс обучения постоянно, доверьтесь учителю, у которого есть специальное образование и опыт работы со школьниками.

Одно из параллельных слов, идущих рядом с ребенком-школьником, – труд. Ребенок должен понимать, что для получения хороших оценок нужно трудиться, внимательно слушать учителя, отвечать на вопросы. Родители, жалея свою кровиночку, выполняют домашние задание за ученика. Не нужно этого делать. Ваша задача — помочь, а не сделать работу за него.

В психологии воспитания ребенка встречается такое понятие как темперамент.

Воспитывая малыша, необходимо найти индивидуальный подход к нему как к личности. Важно подобрать увлечение, соответствующее его характеру. Применять навыки, полученные вне школы, например, в кружке биологии, ИЗО ребенок сможет и на уроках.

У детей-школьников часто начинают вырабатываться привычки. Малыш начинает ложиться спать в одно и то же время, завтракает до ухода в школу, приходя с улицы, моет руки. Но не все привычки хорошие.

Мальчики, а иногда и девочки в возрасте 7-8 лет начинают курить. Важно не кричать! Заметили, что ребенок курит, почувствовали от него запах сигарет — расскажите про вред курения.

Покажите в интернете картинку легких курильщика, расскажите о заболеваниях, которые вызывает пагубная привычка, доступным ему языком.

Помните, что запретный плод сладок. Криком без объяснений вы ничего не добьетесь.

Психологическое воспитание детей – наука, требующая много сил и времени. Проводите с малышом свободные часы, тогда он не будет чувствовать себя одиноким, доверится вам, в трудную минуту спросит совет. Будьте для своего ребенка лучшим другом!

Источник: https://pups.su/vospitanie/psihologiya-vospitaniya.html

Психология воспитания детей дошкольного возраста

Психология воспитания

на Bebeshka.info » Воспитание детей

4239 (55 за неделю) / 22.02.16 10:00

Для большинства мужчин и женщин ребенок – это огромное счастье и смысл жизни. А еще, это большая ответственность, о которой нельзя забывать ни на секунду.

Ведь именно от мамы и папы зависит, каким вырастет ребенок, его ценности, привычки и склонности. Родить малыша – это половина дела.

Не менее важно воспитать его, по возможности развить таланты и склонности и подготовить к жизни в этом мире.

Разумеется, детишек воспитывали на протяжении всего времени существования человеческого рода, но в отдельную науку эта область знаний выделилась лишь в 40-е годы прошлого столетия.

Педагогическая психология занимается исследованием особенностей развития детей и различными вопросами, связанными с их воспитанием.

Глобальной целью этой отрасли знаний является формирование гармоничной личности с учетом всех индивидуальных особенностей.

Про индивидуальные особенности здесь сказано совсем не случайно. Ведь каждый ребенок – это неповторимая личность, нуждающаяся в особом подходе. Об этом не стоит забывать, если мы не хотим покалечить психику малыша.

Но все же психологи выделяют ряд возрастных особенностей, которые характерны для большинства детей. Именно о них и пойдет речь в данной статье.

Точнее, о воспитании детей дошкольного возраста, в зависимости от их возраста и пола.

Как воспитывать малышей 2 лет

Воспитание двухлетки выглядит просто только для тех, кто никогда не имел дела с этим беспокойным возрастом. А вот мамы и папы очаровательных карапузов знают обо всех сложностях и затруднениях на собственном опыте.

Для двухлетних малышей характерны истерики, капризы и упрямство, которые частенько доводят взрослых до настоящего отчаяния. Для ребенка в этот период значение имеют лишь собственные чувства и желания, а не доводы родителей, пусть даже и самые разумные.

Особенно нелегко смириться с подобным упрямством тем, кто уверен, что дети всегда должны слушаться старших.

С малышом в этом возрасте невероятно сложно договориться. Он может капризничать по любому поводу, закатывать истерики в попытках добиться своего и упрямо отталкивать любые попытки мамы и папы помочь ему. Взрослые в таких ситуациях нередко чувствуют себя беспомощными и не понимают, что же происходит с их чадом и как с ним себя вести.

Двухлетние детки уже довольно неплохо управляются со своим телом. По крайней мере, их двигательных навыков хватает на то, чтобы дотянуться до желаемой вещи или открыть приглянувшийся шкафчик.

Стремительно развивается и речь ребенка, растет его активность в познании окружающего мира. Здесь родителям очень важно понять, что малыш ни в коем случае не хочет сделать что-то назло.

А все капризы и упрямство – это малоприятный, но необходимый этап взросления, с которым нужно просто смириться и переждать.

Правила воспитания детей 3 лет

Психологи сходятся во мнении, что именно с трехлетнего возраста начинается формирование личности человека. Период этот непростой, требующий от взрослых недюжинного терпения и такта.

В науке о воспитании существует даже специальный термин, описывающий все особенности данного возраста – кризис трех лет. Малыш пытается адаптироваться к окружающему миру и понять, по каким правилам люди в нем живут.

Тогда же закладываются и те особенности, которые будут составлять характер человека на протяжении всей его жизни.

Психология воспитания детей

В 40-е годы прошлого века психологию воспитания детей стали относить к наукам. Она нацелена на поиск решений проблем, которые возникают при воспитании …

О чем же следует помнить родителям таких малышей? Нередко ребенок будет доводить до нервного истощения своими истериками и капризами. Вам будет казаться, что никаких сил терпеть все это больше не осталось.

Но как раз терпение и будет залогом успешного преодоления кризиса. Постарайтесь не ругать капризничающего малыша, а спокойно сказать, что именно вас не устраивает в его поведении. Но не заостряйте внимание на конфликтных моментах, чтобы у ребенка не сформировалось чувство вины.

По возможности переключите его на что-то занимательное и интересное.

Не давите на ребенка при помощи чрезмерной строгости и лишних запретов. Ни к чему хорошему это не приведет. И, конечно же, ни в коем случае нельзя бить ребенка и унижать его достоинство. Относитесь к нему как к взрослому, общайтесь на равных.

Ребенок в этом возрасте отчаянно стремится к самостоятельности и независимости. Но в силу небольшого жизненного опыта не всегда понимает, когда стоит настаивать на достижении своих целей, а когда лучше от них отказаться.

Поэтому взрослым стоит приложить все усилия, чтобы у ребенка были такие возможности для проявления активности и настойчивости, которые ему по возрасту.

Идеально для этого подходят игры, увлекательные прогулки и развивающие занятия.

Разговаривайте с малышом, задавайте ему вопросы. Примите тот факт, что трехлетка может ответить «нет». То есть предоставьте ему право на принятие решения, на свободу выбора. Например, он может выбирать, какую одежду он наденет сегодня в детский сад, какой десерт будет есть или в какую игру играть.

Будьте гибкими в воспитании, поддерживайте выбор ребенка и учите нести за него ответственность. Отказывается есть в положенное время? Не настаивайте, а отставьте тарелку в сторону. Через некоторое время малыш проголодается и обязательно поест. Причем, без слез, криков и истерик.

Ребенку четыре года

Это достаточно сложный и важный этап для развития ребенка. В этом возрасте он уже является отдельной личностью со своими интересами, чувствами и стремлении. Малыш по-прежнему довольно эмоционален и импульсивен в своих желаниях, но все же его поведение становится более осознанным. С четырехлеткой уже можно и нужно договариваться.

Акцент в деятельности ребенка постепенно смещается с чисто двигательной активности в сторону познавательной. Именно в этом возрасте целесообразно заниматься рисованием, лепкой и прочими видами творчества. Но учитывайте, что детям еще очень сложно концентрировать свое внимание на чем-то в течение длительного времени, они очень легко отвлекаются.

Полезны также занятия спортом, если к ним нет противопоказаний по состоянию здоровья. Не забывайте и о прогулках и играх на свежем воздухе. Это не только укрепит иммунитет малыша, но и разовьет его моторику и координацию движений. Многие в 4 года начинают обучать ребенка чтению и основам математики.

Естественно, все занятия должны проходить в игровой форме и быть интересными для дошкольника.

Этот возраст характеризуется также невероятным количеством вопросов. Кажется, что любознательному малышу интересно буквально все! Некоторые из вопросов могут поставить родителей в тупик.

Обязательно удовлетворяйте любопытство ребенка. Если не можете объяснить что-то немедленно, возьмите тайм-аут и вернитесь к этой теме чуть позже.

В своих ответах избегайте ненужных деталей и лишних подробностей, которые могут быть недоступны пониманию малыша.

4 Психическое развитие ребенка

Развитие психики ребенка представляет собой сложный, длительный, непрерывный процесс, который происходит за счет влияния разного рода факторов. Это фа …

В этом возрасте дети нередко испытывают сложности с адаптацией в коллективе. Подчас взрослым это кажется чем-то несущественным, но для ребенка все серьезно. Определите, что именно мешает вашему сыну или дочке нормально общаться со сверстниками, и устраните этот пробел. Иногда в этом вопросе может потребоваться помощь грамотного специалиста.

Расширяется эмоциональный диапазон четырехлетки. Он уже может испытывать раздражение, стыд, грусть, печаль и тому подобные оттенки чувств. Не всегда у дошкольника получается самостоятельно справиться с негативными эмоциями.

Научите его правильно выражать свои эмоции – словами, а не плохим поведением. Дети чрезвычайно чувствительны к похвале в свой адрес. Им жизненно важно, чтобы их достижения и успехи были замечены и оценены. Не забывайте об этом.

Разумеется, не обойтись в процессе воспитания и без наказаний. Но они должны быть разумными и понятными для малыша. А самое главное, что ребенок ни в коем случае не должен сомневаться в том, что мама и папа его любят.

Он должен расти в атмосфере любви и защищенности. Иначе велика вероятность возникновения заниженной самооценки, страхов и комплексов.

Есть ли какие-то нюансы в воспитании мальчиков и девочек? Разумеется! Многие родители сходятся во мнении, что с девочками иметь дело намного проще. Все-таки мягкость, гибкость и податливость у них в природе.

С раннего возраста юной леди необходимо прививать любовь к чистоте, поощрять проявления женственности. Также очень важно говорить девочке о том, какая она умница и красавица.

Это самым благотворным образом повлияет на ее самооценку.

Девочки отличаются неплохими способностями к анализу своих поступков. Но для этого им нужно спокойное состояние духа. Поэтому не спешите ругать свою дочурку за совершенный ею проступок. Лучше спокойно объясните, в чем она не права. Будьте уверены, что она воспримет это лучше, чем бурю эмоций и обвинений с вашей стороны.

По своей природе девочки весьма старательны и склонны доводить начатое ими дело до конца. Обязательно поощряйте эту черту характера и развивайте ее.

Мальчишки же более агрессивны и подвижны, чем их сверстницы. Они плохо переносят запреты, поэтому не увлекайтесь ими чересчур, чтобы не спровоцировать бунт. В воспитании мальчишки должен обязательно принимать участие мужчина. Идеально, если это будет папа, но в какой-то степени отца может заменить дядя или дед. Ребенок нуждается в поддержке со стороны взрослых.

Некоторые родители стремятся вырастить из своих наследников «настоящих мужчин». С ранних лет они отказывают ему в праве на слезы, на проявление чувств и слабости. Это огромная ошибка со стороны взрослых! Копить в себе негатив очень опасно, в будущем подобная сдержанность может обернуться серьезными проблемами со здоровьем.

Не пугайтесь, если увидите, что ваш сынишка играет с куклами, оставив в стороне машинки. Подобные игры чрезвычайно важны для освоения роли мужчины и отца.

Дети в пять лет. Как их воспитывать?

У ребенка продолжается период активного познания. Он пытается разобраться в себе, в окружающем мире и правилах, по которым живут и общаются другие люди. Дошкольник уже осознает некоторые закономерности социального поведения и пытается им соответствовать. Он способен в какой-то степени контролировать желания и эмоции, считаться с чувствами и планами других людей.

Особенности развития детей дошкольного возраста

Каждому возрасту человека сопоставлен свой уровень психического, физического и социального развития. Конечно, эта закономерность прослеживается лишь в …

Пятилетка может полностью погрузиться в интересное для себя дело и довести его до конца, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Совершенствуются и навыки самообслуживания, поэтому не стесняйтесь требовать, чтобы малыш убрал за собой игрушки, помыл кружку или застелил постель после сна.

Но все же самоконтроль ребенка далек от идеала. Не стоит ждать от дошкольника чудес сознательности. Правила и нормы он понимает, но не всегда находит в себе силы следовать им.

Здесь необходима помощь и настойчивость со стороны взрослых.
В этом возрасте ребенок весьма чувствителен к тому, как окружающие воспринимают и оценивают его поведение.

Ему важно соответствовать общепринятым нормам, быть принятым в обществе.

Проще всего пятилетке придерживаться всех правил в окружении близких и приятных людей, тех, кого он знает и кому доверяет.

В этом возрасте дети должны много общаться со сверстниками, чтобы научиться общаться и взаимодействовать с ними. Оценки и мнения друзей очень важны для малыша – не менее, чем мнение взрослых.

Он уже стремится выбирать товарищей по играм, а не довольствуется той компанией, которую подобрали для него мама и папа.

Родители отмечают, что детки в этом возрасте более спокойные и послушные, с ними намного легче управиться, чем, например, с трехлетками. Ребенок пяти лет готов к конструктивному диалогу и адекватно реагирует на разумные просьбы и требования взрослых. Но ему нужно обязательно объяснять суть запретов и причины наказаний, чтобы не спровоцировать возникновение обиды.

Ребенок продолжает задавать массу вопросов и нуждается в ответах и пояснениях. Поощряйте такой интерес к окружающему миру, не отговариваясь занятостью или усталостью.

Постарайтесь выстроить такие отношения с сыном или дочкой, чтобы с любыми сомнениями и тревогами они, прежде всего, бежали к вам.

В будущем, когда ребенок превратится в подростка, вы сполна оцените всю мудрость подобной стратегии.

Воспитание – это труд, постоянное внимание к ребенку и забота о его потребностях и душевном состоянии. В процессе воспитания обязательно нужно учитывать возрастные особенности ребенка, подстраиваться под них.

То есть роль родителя требует немалой чуткости, терпения и гибкости. Не существует универсальных рецептов и советов. Просто исходите из природы своего малыша и постарайтесь создать для него атмосферу уюта, защищенности и психологического комфорта.

Тогда он вырастет сильной и гармонично развитой личностью.

Источник: http://blogs.bebeshka.info/vospitanie-detey/psihologiya-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta/

Мой психотест
Добавить комментарий