Три стороны общения

1.Понятие общение. 3 стороны общения (характеристика)

Три стороны общения

Общение-процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов

2формы межличностного общения:

  • Монологическая(1активен, 2-ой пассивен)
  • Диалоговое(сотрудничество, общение 2-ух людей)

Общение имеет три стороны:

  • Коммуникативное(вербальная и невербальная)-обмен информацией между общающимися индивидами.
  • Перцептивное-процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
  • Интерактивное- организация взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Виды общения:

  • Деловое(цель:достижение к-либо четкого согласия)
  • Воспитательное(когда один из участников целенаправленно воздействует на другого, достаточно четко представляет себе желаемый результат)
  • Диагностическое общение(цель:сформировать определенное представление о собеседнике или получить у него к-либо информацию)
  • Интимно-личностное общение(возможно только тогда, когда партнеры возникнувшей ситуации чувствуют себя на равных, одинаково заинтересованы, доверительно-глубокого контакта)
  • Диадическое общение(характерно взаимодействием собеседников, когда каждый из них находится в поле зрения другого и каждая реакция, поза, взгляд, жест могут быть замечены и учтены собеседником)

2.Вербальная коммуникация в процессе делового общения

Коммуникация-процесс передачи информации от отправителя к получателю.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

Вербальное общение – это устное словесное общение. Как известно, слово – один из важнейших элементов воздействия на людей, в частности – на коллег и подчиненных.

Речь может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции, что приводит к изменению настроения и работоспособности. Поэтому специалисту любого уровня обязательно следует овладеть искусством вести беседу.

Невладение этим искусством – одна из причин неудач руководителей и специалистов в коллективе.

В деловом общении используют следующие принципы речевого воздействия:

  • Доступность- предполагает взвешенность содержания речи, учет образовательного уровня слушателей, их социальное положение и производственный опыт.
  • Ассоциативность- означает вызов сопереживаний и соразмышлений, которые достигаются путем обращения к рациональной и иррациональной памяти слушателей.
  • Экспрессивность- предполагает эмоциональную напряженность речи, выразительность мимики, жестов. Все это усиливает процесс восприятия речи.
  • Интенсивность- характеризуется темпом подачи информации. Следует учитывать темперамент людей и их подготовленность к восприятию конкретного вида информации.

3.Невербальные коммуникации, особенности в процессе общения

Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, знаков, символов), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела».

Существуют проблема понимания невербального общения:

При языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях — это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет;

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: 1) регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; 2) обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; 3) выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

1. Понятие общение. 3 стороны общения (характеристика)

2. Вербальная коммуникация в процессе делового общения

3. Невербальные коммуникации, особенности в процессе общения

4. Соц.-перцептивная сторона в профессиональном общении

5. Эффекты межличностного восприятия

6. Особенности мимики, жестов как внешние проявления псих-ого состояния чел-а

7. Псих. приемы влияния спец-та на потребителя услуг

8. Псих. основы воздействия на клиента

9. Сущ-ть псих. конфликта

10. Типы конфликтности лич-тей

11. Формы и способы разрешения внутриличностных конфликтов

12. Профессионально псих. кач-ва спец-та в ЖКХ

13. Коммуникативная компетентность спец-ов по сервису

14. Интерактивная сторона общения

15. Стресс и способы его преодоления

16. Переговоры как способ разрешения конфликтов

17.Приёмы псих. самореализации

18. какой основной учебник по псих. практикуму есть в библиотеке (цвет, год, название, автор)

Источник: https://StudFiles.net/preview/2995239/

Стороны общения

Три стороны общения

Стороны общения тесно взаимосвязаны между собой. Всего выделяют три аспектных стороны коммуникационного взаимодействия индивидов, а именно коммуникативную, перцептивную и интерактивную. Границы между такими сторонами общения довольно символичны и часто сливаются, дополняя друг друга.

Стороны общения в психологии следует рассматривать с позиции совместной деятельности и в качестве особой деятельности. Коммуникационное взаимодействие представляет собой своеобразную структурную модель, содержащую два аспекта: содержательную и формальную.

Содержательный аспект взаимодействия отражается в коммуникативной функции общения, а формальный в поведенческой стороне коммуникации, которая реализуется в ходе интеракции.

Перцептивная сторона общения

Стороны общения в психологии подразделяются на перцептивную, так как коммуникации невозможны без взаимопонимания; интерактивную, заключающуюся в потребности индивидов в совместной деятельности и коммуникативную, представляющую собой обмен информацией.

Перцептивной стороной общения называют процесс, выступающий обязательной составной частью коммуникаций и базирующийся на познании (восприятии) друг друга участниками процесса общения. Индивид всегда выступает в коммуникациях как личность.

Основываясь на внешнем аспекте поведения субъект, как бы «читает» собеседника, расшифровывает смысловую нагрузку его внешних данных. Немаловажную роль в общении играют впечатления, возникающие в ходе взаимодействия. Они несут регулятивную функцию.

В процессе познания одним субъектом другого одновременно происходит его эмоциональная оценка, попытка постигнуть ход его действий и понять стратегию трансформации поведения, вследствие чего осуществляется построение стратегии собственного поведения.

В процессе коммуникативного взаимодействия происходит восприятие физических характеристик и поведенческих реакций субъекта, т.е. вырабатывается представление о его взглядах, намерениях, эмоциях, размышлениях, способностях, установках и др.

Кроме этого также вырабатывается представление об отношениях, связующих объекты и субъекты восприятия. Другими словами, восприятие другого индивида подразумевает под собой восприятие его внешних данных, их сопоставление с личностными характеристиками объекта восприятия, вследствие чего происходит интерпретация (понимание) его поведения.

В перцептивные процессы коммуникативного взаимодействия всегда вовлечены как минимум две личности, каждая из которых демонстрируется активным субъектом. Отсюда следует, что сравнение с другими индивидами себя происходит с двух и более сторон, так как каждый из собеседников соотносит себя с другим.

Поэтому при выработке плана взаимодействия каждому беседующему приходится брать в расчет одновременно потребности, мысли, мотивы и убеждения другого, и то, как другой участник беседы понимает его личные потребности, убеждения, мотивы.

Каждый из партнеров в ходе оценивания другого, стремится выстроить определенную интерпретационную систему поведения оппонента, особенно, его причин. В повседневной жизни индивиды не понимают реальных причин поведения остальных людей или понимают, но недостаточно.

Вследствие дефицита информации люди приписывают другим индивидам причины поведения, дабы дать «разумное» объяснение их поступков. Именно поэтому внешний вид, манера разговора и поведения очень важны в деловом общении. Ведь от этого зависит карьерный рост индивида и его успешность в деятельности в целом.

Стороны делового общения тесно взаимосвязаны друг с другом. Умение правильно воспринимать партнера по коммуникации и грамотно интерпретировать воспринимаемую информацию способствует эффективному аргументированию, нахождению нужных доводов, что приводит к результативности беседы.

Основные стороны процесса общения служат для определения структуры коммуникативного взаимодействия с целью дальнейшего анализа каждого его элемента.

Современная социальная психология утверждает, что следует больше уделять внимания аспектным сторонам коммуникационного взаимодействия, связанным с характеристикой !рефлексии и взаимоотношений, которые складываются в процессе взаимодействия и влияния субъектов коммуникации друг на друга.

Интерактивная сторона общения

Стороны процесса общения характеризуют основные компоненты общения. Интерактивный аспект общения связан с взаимодействием субъектов, организацией их групповой деятельности. Цели любых коммуникаций зависят от потребностей индивидов в совместной деятельности.

Коммуникация должна всегда предполагать определенный результат – видоизменение поведения других субъектов.

Коммуникативное взаимодействие и совместная деятельность осуществляются в условиях общественного контроля, основываясь на социальных нормах, принятых в социуме моделей поведения, которые регламентируют взаимоотношения субъектов и образуют специфическую систему.

О существовании и принятии в обществе регламентирующих норм поведения свидетельствует одинаковое реагирование социума на определенное действие, отличающееся от поступков других. Размах социальных норм довольно широк – начиная от модели поведения, соответствующего требованиям рабочей дисциплины, гражданского и воинского долга и заканчивая правилами элементарного воспитания и вежливости.

Обращение субъектов коммуникативного взаимодействия к нормам приводит их к ответственности за собственное поведение, помогает регулировать поступки при этом, подвергая их оценке и разделению на соответствующие и несоответствующие нормам.

Социальный контроль в ходе коммуникативного взаимодействия осуществляется согласно репертуару ролей, которые играют общающиеся субъекты. Под ролью подразумевается нормативно одобряемая модель поведения, ожидаемая социумом от каждого, занимающего определенную социальную позицию. К таким позициям можно отнести возраст, должность и др.

Каждая роль, занимаемая субъектом, должна соответствовать определенным требованиям и ожиданиям окружающих. Каждый индивид может выступать в различных ролях (множественность позиций), что нередко ведет к ролевому конфликту. Взаимодействие субъектов, выполняющих различные роли, управляется ролевыми ожиданиями.

Отсюда следует, что исходным условием результативности коммуникаций является адекватность модели поведения взаимодействующих индивидов взаимным ожиданиям.

Причины конфликтов в коллективной деятельности могут быть детерминированы предметно-деловыми разногласиями и расхождениями в личностно-прагматических интересах. При этом отличительной чертой конфликтных ситуаций второго рода является нагнетание эмоциональной напряженности.

Также причинами возникновения конфликтных ситуаций являются смысловые барьеры в коммуникациях, которые препятствуют налаживанию успешного взаимодействия беседующих.

Смысловым барьером в коммуникационном взаимодействии считается несовпадение смыслов высказанных просьб, требований, приказов для участников общения, что создает преграду для взаимопонимания и дальнейшего взаимодействия. Более значимую роль смысловые преграды приобретают при педагогическом и деловом общении.

Это объясняется разницей в возрасте участников, различным жизненным опытом, расхождениями в интересах и т.д. Именно поэтому стороны делового общения у делового человека и преподавателя в идеале должны быть развиты одинаково.

Особую значимость для субъекта, обычно, приобретает связующее звено, объединяющее целевую направленность деятельности с причинами ее реализации. Ведь один и тот же поступок, слово, обстоятельство для разных людей могут нести различный смысл. Поэтому при коммуникационном взаимодействии важнейшим значением обладает умение ставить себя на позицию другого участника коммуникаций.

Коммуникативная сторона общения

В случаях, когда под общением понимают обмен информацией, то обычно подразумевают его коммуникативный аспект. То есть в узком понимании это значит, что в процессе коллективной деятельности субъекты обмениваются друг с другом различными представлениями, мыслями, интересами, идеями, настроениями и др. Все это вместе можно назвать информацией.

Общение не следует рассматривать только в контексте отправки и приема информации, так как в ходе общения свершается взаимодействие активных субъектов, а не простое движение сообщений.

Взаимное информирование индивидов предполагает налаживание коллективной деятельности и активный обмен информацией.

Значимую роль для каждого участвующего в коммуникации играет важность информации при условии того, что такая информация принята и понята.

Характер взаимообмена информацией между всеми участниками общения обусловливается возможностью оказывать влияние друг на друга через знаковые системы. То есть обмен информацией предполагает обязательное воздействие на партнера по коммуникации. Коммуникативное влияние, возникающее при общении, является не чем иным, как воздействием психологического характера одного субъекта на другого.

Коммуникативное воздействие в контексте результата обмена информацией появляется только тогда, когда все участники взаимодействия обладают общей системой кодирования. Однако, даже зная смысловую нагрузку слов, индивиды довольно часто понимают по-разному их. Причинами этого могут служить возрастные особенности социальные, политические детерминанты.

В условиях коммуникационного взаимодействия часто могут возникать специфические барьеры, возникающие вследствие отсутствия понимания самой ситуации взаимодействия.

Отсутствие понимания может быть вызвано не только использованием разных языковых систем, но и более серьезными различиями, существующими между участниками общения.

К таким различиям можно отнести социальные, возрастные, политические, профессиональные, религиозные различия, порождающие разнообразие мироощущения, мировоззрения, миропонимания. В данном аспекте коммуникационное взаимодействие свидетельствует о том, что оно представляет собой лишь сторону общения.

В ходе выстраивания типологии коммуникативных процессов разумным будет воспользоваться определением «направленность сигналов». Данное понятие позволяет выделить аксиальный и ретиальный коммуникативные процессы.

Аксиальный процесс представляет собой направленность сигналов единичным приемником информации, другими словами отдельным людям.

Ретиальный процесс представляет собой направленность сигналов во множество возможных адресатов.

Информация, распространяющаяся коммуникатором, бывает побудительного типа и констатирующего. Побудительный тип сообщений выражается в репликах просительного, приказного, рекомендательного характера. Она рассчитана на стимулирование какого-то определенного действия. В свою очередь стимулы могут быть различными.

Главным образом, в качестве стимула может выступать активизация, то есть призыв к действиям в нужном направлении и, наоборот, интердикция, то есть призыв, не допускающий некоторых действий, запрет определенных видов деятельности, а также дестабилизация, то есть рассогласование или расстройство некоторых независимых видов деятельности или повелений.

Констатирующие сообщения выражаются в форме уведомления или каких-либо сведений. Они используются в разнообразных образовательных системах и не предполагают непосредственной трансформации поведения и деятельности, однако косвенно способствует этому.

Характер информации может быть различным. Так, например, критерий объективности варьируется от безразличного тона преподнесения до включения в формулировку сообщения довольно очевидных элементов убеждения.

Вариация сообщения предопределяется коммуникатором – лицом, отправляющим информацию.

Источник: http://psihomed.com/storonyi-obshheniya/

Стороны общения – коммуникативная, перцептивная, интерактивная

Три стороны общения

Человека отличает от животного мира его умение разнообразно коммуницировать. Развитие речи выделило человека, сделало его культурным и социальным. Речь привела к организации человека и его взаимодействию с окружающими людьми.

Вот почему так важно уметь общаться с другими людьми. Выделяют три вида сторон общения – коммуникативная, перцептивная и интерактивная.

Однако главными остаются навыки, которыми должен обладать человек, чтобы успешно контактировать с окружающими.

Интернет-журнал psytheater.com называет общение способом контакта человека с окружающими. Если бы не существовало речи, тогда люди могли взаимодействовать между собой на уровне жестов, мимики и звуков. Эти виды коммуникации, которые называются невербальными, не исключаются.

Однако наиболее простым способом высказать свою мысль и услышать, что думает по этому поводу другой человек, является язык.

Вот почему родители с самого детства обучают своих детей речи, поскольку сказать одним словом свою идею намного легче, чем на пальцах или картинками ее передавать.

Речь облегчает взаимодействие между людьми.

Вместе с тем здесь возникает множество сложностей, связанных с неумением людей коммуницировать, слышать окружающих, понимать собственные желания, контролировать свои эмоции, которые тоже выливаются в речи. Другими словами, речь порой заменяет не только эмоции, когда какое-то слово произносится с определенной интонацией в голосе, но и даже действия.

Речи обучаются все люди. Как говорится, через умение устанавливать контакты человек может достичь больших результатов. Здесь важно уметь общаться не только с близкими и родными, но и с незнакомыми людьми.

Многие проблемы, с которыми человек сталкивается в своей жизни и связаны с негармоничными отношениями, основываются на том, что человек не понимает сам, кому он должен уделять время, внимания и силы, а кому нет.

Любимые партнеры довольно часто ссорятся по причине того, что их  вторые половинки уделяют время своим родственникам или друзьям. Начальники негодуют по поводу неуважительного отношения к себе своих сотрудников. Люди часто замечают, что с незнакомыми им легче общаться, чем с близкими.

Это все является показателями дисбаланса, который возникает по причине того, что сам человек не может понять, кто для него важен в этой жизни, а кто нет.

Все очень просто: есть так называемый ближний круг общения. В него должны входить все те люди, которые вас вдохновляют, дают энергию, силу и питают духовно, материально, физически. Если вы ошибетесь и поставите в этот круг «паразита», который, наоборот, не питает вас, а отбирает что-то частично или полностью, то вы лишитесь гармонии в отношениях.

Чаще всего в ближний круг общения входят:

  1. любимый партнер (если вы являетесь чьим-то супругом/супругой), ваши дети, родители (если вы сами еще являетесь ребенком);
  2. начальник по работе (если вы работаете на кого-то) или деловые партнеры (если вы имеете свой бизнес);
  3. вы сами.

Сюда не входят друзья, если только они не являются теми людьми, которые вам платят деньги или дают вам духовное равновесие, семью и секс. Сюда не входят родители, если вы взрослый человек.

Сюда не входят коллеги, соседи, посторонние люди и т.д. Если вдруг вы помещаете в этот круг тех, кто не был обозначен, то происходит дисбаланс.

Если не верите, то попробуйте, если уже не ощущаете, как ваша жизнь рушится от неправильной расстановки людей.

Почему именно эти люди входят в ближний круг общения? Любимый партнер (для взрослого человека) или родители (для ребенка) – это источник вдохновения, безопасности, уюта, любви. Начальник или деловые партнеры – это источник денег.

А вы сами… ну, от самого себя никуда не деться. Если вы будете больны, глупы, несчастливы и т. д., тогда вам уже никто другой не будет нужен.

Поэтому в первую очередь вы должны ладить с самим собой, а потом уже со всеми окружающими людьми.

Все остальные люди (вне ближнего круга общения) должны занимать второстепенную роль, поскольку они не являются источниками жизненно важных ресурсов. Все, что они вам дают, вы можете получать и в ближнем кругу общения, если только наладите отношения со всеми ее участниками. То есть друзья, коллеги, знакомые заменяемы теми, кто находится в любом из кругов общения.

Что такое стороны общения?

Под сторонами общения понимаются роли, которые выполняют люди в процессе разговора. Данные роли достаточно условные, поскольку человек не может занимать только перцептивную, коммуникативную или интерактивную позиции. Все они подразумевают под собой информационный поток, который исходит от человека, а также поведение в процессе общения.

перейти наверх

Итог

Человек с самого детства обучается речи, которая позволяет ему более быстро и легко передавать свои мысли, возражения и идеи. Однако в процессе общения существует множество скрытых аспектов, которые должны реализовываться человеком для более глубокого и точного взаимодействия с окружающими.

В процессе общения важным остается понимание как самого собеседника, так и его сообщений, которые он передавал человеку. Если все будет воспринято правильно, тогда у человека не останется вопросов. Он будет все очень четко и ясно понимать для себя, без каких-либо догадок и домыслов, которые часто бывают ошибочными.

Источник: http://PsyTheater.com/storony-obsheniya.html

Мой психотест
Добавить комментарий