Вальдорфская методика

Содержание
  1. Вальдорфская педагогика Штейнера: плюсы и минусы
  2. Историческая справка о вальдорфской педагогике
  3. Что такое вальдорфская система образования
  4. Основные принципы организации детских садов и школ
  5. Вальдорфская кукла
  6. Положительные стороны методики
  7. Отрицательные моменты
  8. Вальдорфская методика: стоит ли ребенку жить в сказке
  9. Вальдорфская методика – педагогика равных возможностей
  10. Вальдорфская методика: как происходит обучение
  11. Вальдорфская методика: основные минусы
  12. Вальдорфская школа – основные принципы, плюсы и минусы
  13. 1. В чем суть вольдорфской школы
  14. 2. Преимущества школы
  15. 3. Недостатки школы
  16. 4. «Правила» школы
  17. 6. Перспектива в будущем
  18. Основные принципы воспитания ребенка по Вальдорфской методике
  19. История создания
  20. Классическое преподавание в Вальдорфской школе
  21. Плюсы и минусы Вальдорфской школы
  22. Особенности развития ребенка в Вальдорфском детском саду

Вальдорфская педагогика Штейнера: плюсы и минусы

Вальдорфская методика

Вальдорфская система образования несколько лет назад была признана ЮНЕСКО самой популярной альтернативной системой образования.

Эта педагогика до сих пор вызывает массу споров о ее пользе или вреде, школы Штейнера имеют миллионы поклонников по всему миру и примерно столько же ярых противников. Некоторые сравнивают вальдорфские школы с сектами, а некоторые считают их лучшим, что когда-либо было создано для обучения детей.

В этой статье мы постараемся подробно ответить на самые популярные вопросы от родителей на тему обучения в вальдорфских школах и детских садах.

Историческая справка о вальдорфской педагогике

Вальдорфская педагогика зародилась в начале ХХ столетия в немецком городе Штутгарте. Там жил Эмиль Мольт — немецкий предприниматель, владелец табачной фабрики «Вальдорф-Астория». В 1919 году до него дошли жалобы рабочих на систему образования в средних школах — в послевоенное время наблюдался кризис и упадок во всех сферах жизни и система образования не была исключением.

Знаете ли вы?Дженнифер Энистон, Рутгер Хауэр, Анджелина Джоди, Сандра Баллок и Фердинанд Порше — это лишь малая часть длинного списка выпускников, которые добились всемирного успеха.

Депрессия, безынициативность и отсутствие творческого подхода к обучению привели к тому, что дети рабочих испытывали жесткую неприязнь к школе, что отрицательно сказывалось на их личностном росте и стремлении к познанию мира.

Сам Эмиль Мольт имел довольно-таки прогрессивные мысли для того периода времени и его посетила идея создать абсолютно новую школу, с новыми методами обучения, которые помогут вернуть детям жажду к получению новых знаний.

В этой школе все изучаемые предметы должны были бы преподаваться с учетом возраста детей и их увлечений. И тогда судьба свела его с Рудольфом Штейнером — автором прогрессивных методик по воспитанию детей.

Ученый разработал специальную программу для новой школы, строительство которой началось в этом же году.Из 256 новоприбывших учеников 119 были детьми рабочих с табачной фабрики.

Но уже через год эта программа обучения обрела популярность, и в школу под руководством Рудольфа Штейнера стремились попасть дети со всей Германии.

Что такое вальдорфская система образования

Система образования в таких школах основана на предоставлении возможности ребенку быть ребенком и прожить период детства в гармонии. На деле это означает, что у детей пробуждают интерес к получению знаний, привлекая их к различным методам познания мира.

Вальдорфская система образования базируется на индивидуальном подходе к каждому воспитаннику, формируя тем самым инициативность, эмоциональную зрелость и ответственность. Такое модное в последние годы раннее развитие детей, согласно вальдорфской методике запрещено. Раннее обучение цифрам, чтению, письму приводит к ограниченности и абстрактности мышления.

Обучение точным наукам, чтению и письму начинается с 3-го класса — вальдорфские педагоги считают, что до этого возраста идет полным ходом развитие творческих начал.

Важно!Обучение в вальдорфской школе длится 12 лет. Уйти после 9 класса, как это возможно в обычных школах, нельзя.

Основные принципы организации детских садов и школ

Вот главные принципы организации вальдорфских детских садов и школ:

  1. Каждый воспитанник в этой системе образования — отдельная и целостная личность. А это значит, что педагоги стремятся вырастить личность каждого ученика, в котором физическое здоровье, моральные качества, эстетическое восприятие мира и сила духа находятся в гармонии.
  2. Запретам — нет. Каждый ученик имеет право голоса, к его мнению прислушиваются, новые идеи — поощряются. Под запретом находится все то, что может принести вред ему или окружающим, в любых других случаях преподаватель помогает воплотить в жизнь идею ученика.
  3. Учебный процесс организован таким образом, чтобы ученик не чувствовал никакого дискомфорта при смене рода деятельности в течение дня — он распланирован таким образом, что предметы плавно перетекают из активных в творческие и наоборот.
  4. Обучающий педагог является авторитетом и наставником. Он своим примером задает принципы поведения в коллективе.
  5. Обучение проходит без оценок. Это означает, что каждого ученика не оценивают за знания и между учениками нет конкуренции. Приветствуется изучение предметов в своем темпе.
  6. Учеба проходит без современных гаджетов — телевизоры, телефоны и прочие технические игрушки запрещены. Весь процесс обучения построен на использовании натуральных материалов — с младших классов особое внимание уделяется поделкам из подручных материалов, пластилина, на уроках обучают гончарству, плетению и прочим ремеслам.
  7. Особое внимание уделяется природным явлениям (сбор урожая, день солнцестояния) и праздникам (день рождения одноклассников, Новый год, Пасха). Устраиваются настоящие представления, спектакли, дети учат стихи, шьют костюмы, делают поделки.
  8. Учебники практически не используются — вместо них есть одна тетрадь, в которую ученик записывает полученную информацию. Эта тетрадь со временем считается универсальным учебником. Начиная с 9 класса, преподаватель может использовать дополнительные книги, но это по его желанию.

Знаете ли вы?У детей возрастом до 9 лет обучение направлено на изучение сказок. Вальдорфские педагоги считают, что до этого возраста дети живут в своем мире — мире сказок и добра.

Вальдорфская кукла

Вальдорфская система образования дала толчок к изобретению необычной игрушки, которая способна стимулировать развитие воображения у детей — это вальдорфская кукла или кукла Штейнера. Для ее изготовления используют только натуральные материалы, каждая кукла индивидуальна и шьется, в основном, без использования швейной машинки и прочей техники.

Одна из ее особенностей — реальные пропорции тела. Это помогает малышам познавать мир без искажения его общей картины.Для каждого возраста существуют свои особенности внешнего вида куклы:

  • Для детей от 0 и до 3 лет куклы имеют примитивный вид без выраженной половой принадлежности. Они сшиты из мягких и приятных на ощупь тканей, яркие расцветки не используются. У этой куклы ярко выражена голова и руки, которые можно двигать. Волос на голове нет — вместо них косынка или другой головной убор. Такие куклы для самых маленьких часто бывают безликими — вместо лица гладкий шар.
  • Для детей от 3 и до 5 лет куклы приобретают человеческий облик — личико с вышитыми глазами, носом и ртом, тело с ногами и руками, которые можно двигать и сгибать; на теле есть одежда, которую можно снимать или переодевать. На голове — головной убор, а под ним коротенькие волосы.
  • Для детей от 5 куклы изготавливаются максимально похожими на человека — более тщательно проработанное личико, длинные волосы, конечности с пальцами. Одежда содержит мелкие детали, которые требуют особой ловкости и развитой мелкой моторики рук.

Вальдорфские игрушки идеально подходят для сюжетных, ролевых игр. Кроме того, они не навязывают никаких образов, делая игру еще более многогранной.

Важно!В случае болезни своих воспитанников, преподаватели вальдорфских школ и детских садов настоятельно рекомендуют использовать для лечения гомеопатические средства, игнорируя при этом традиционные лекарственные препараты. Применение гомеопатических лекарственных препаратов не имеет доказанной эффективности в борьбе с различными заболеваниями.

Положительные стороны методики

Вальдорфская система образования имеет огромное количество поклонников и последователей по всему миру. Это неудивительно, ведь эта методика имеет много положительных сторон:

  1. Индивидуальный подход к каждому ученику и всестороннее развитие его качеств. В вальдорфских классах к мнению и мыслям детей прислушиваются и всячески поощряют инициативность.
  2. Отсутствие оценок. Такой подход к обучению исключает соперничество в классе и помогает ученику полноценно охватывать учебный материал в своем темпе.
  3. Много времени отводится для выполнения творческих занятий. Ежедневно дети лепят, красят, клеят, учат стихи, играют на музыкальных инструментах, танцуют, поют и делают другие задания, тренируя мелкую моторику и развивая свое воображение и фантазию.
  4. Частые спектакли и концерты для родителей и педагогов помогают детям стать более артистичными, а также дают возможность проявить свои таланты. По мере взросления выступления перед публикой помогают справиться со страхом сцены.
  5. Домашнее задание не задается, тем самым экономя время ученика на собственное развитие.
  6. В классах царит дружественная атмосфера, дети хорошо ладят друг с другом. Такое отношение в коллективе благоприятно сказывается на детках, которые имеют различные отклонения: аутизм, синдром Дауна и прочие заболевания нервной системы.
  7. Обязательным является изучение двух иностранных языков.

Отрицательные моменты

Несмотря на очевидные плюсы и преимущества этой системы образования, существуют и отрицательные стороны:

  • В сравнении с обычными школами — позднее обучение счету, чтению и писанию. Если ваш ребенок после вальдорфского сада планирует посещать школу с обычной системой образования, он будет значительно отставать от сверстников. Конечно, родители могут параллельно обучать ребенка самостоятельно, но это не приветствуется, вплоть до его исключения из сада.
  • В этой методике преподаватели подают учебный материал, в котором тесно переплетены научные знания и мистические домыслы. За постоянное взывание к духовной стороне человека и оккультное направление обучения эта система образования подвергается постоянной критике со стороны православной церкви.
  • Запрет на так любимые всеми детьми игрушки — пазлы, конструкторы, машинки, куклы. Бесспорно, кукла Штейнера — однозначно интересное изобретение, но вряд ли маленький мальчик, увидев у друга со двора игрушечный самосвал, останется равнодушным и спокойно вернется к своей игре с тряпичной куклой.
  • Отсутствие ограничений и замечаний негативно сказывается на детях, имеющих очевидные проблемы с поведением.
  • Воспитание слишком доброго ребенка тоже не очень хорошо. Многие родители считают, что их детям будет тяжело адаптироваться после такого обучения во взрослом и не всегда доброжелательном мире.
  • Противники вальдорфской школы приводят очень весомый аргумент против этой системы: возраст этой методики обучения уже практически сто лет и в нее не вносились никакие изменения со дня основания. Стабильность — это хорошо, но мир развивается дальше; соответственно, обучать детей нужно, учитывая реалии нынешнего времени.

Индивидуальный подход к ребенку и полноценное развитие его личностных качеств — все это подкупает родителей, которые хотят для своих детей самого лучшего, в том числе и в системе образования. Но, учитывая имеющиеся отрицательные стороны, важно понимать, что вальдорфская педагогика все-таки должна быть адаптирована для каждой страны отдельно, учитывая менталитет ее жителей.

Источник: https://agu.life/bok/1679-valdorfskaya-sistema-obucheniya-v-shkole-i-detskom-sadu.html

Вальдорфская методика: стоит ли ребенку жить в сказке

Вальдорфская методика

Раннее развитие ребенка сегодня ставится приоритетным у многих родителей. Естественно, изучаются различные методики раннего развития, которые затем внедряются в воспитание малыша. У каждой из них есть свои плюсы и минусы, но сегодня мы поговорим о наиболее спорной из них – вальдорфской методике раннего развития. В чем ее преимущества и какие недостатки?

Вальдорфская методика – педагогика равных возможностей

Основателем этой методики стал Рудольф Штайнер в начале ХХ века, положа в основу концепции постулат: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Основными ее принципами стали:

  • уважение к личности ребенка
  • важность духовного начала
  • развитие творческого начала
  • использование природных материалов
  • каждый человек – уникален

Идея вальдорфской педагогики лежит в раскрытии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, развития в комплексе его духовного, биологического начала. Для этого на первое место во время обучения ставят комфортное психологическое состояние ребенка.

Основой обучения становятся трудовые и эстетические дисциплины. Дети участвуют в театрализованных представлениях, учатся различным ремеслам, изучают иностранные языки.

Все это происходит в естественных условиях, детство ребенка продлевают на максимально возможный срок.

Заметьте, ничего не говорится об интеллектуальном развитии. И действительно, согласно вальдорфской методике интеллектуальное обучение откладывают «на потом». По этому учению обучать точным наукам, чтению, письму стоит лет с 12, а то и позже. Многие считают это весьма спорным утверждением. Но о минусах мы поговорим позже.

Вальдорфская школа с самого начала была ориентирована на личность ребенка вне зависимости от его интеллекта, национальности, возраста. Исходя из этого, вальдорфскую методику часто называют «педагогикой равных возможностей».

Вальдорфская методика: как происходит обучение

Обучение по этой методике начинается с раннего возраста. То есть, с детского сада.

Без сомнения, сами дети просто обожают посещать такое заведение – здесь нет никакого принуждения, ребенок сам выбирает, чем он будет заниматься и как он это будет делать. Здесь не исправляют ошибки, а помогают развивать творческий потенциал.

К примеру, если воспитательница собрала вокруг себя детей, чтобы почитать книжку, любой из них может отказаться слушать чтение, выбрав другое занятие.

Кстати, с детьми занимается один учитель. И это накладывает на него определенные обязательства – он сам должен постоянно совершенствоваться и быть хорошо подготовленным, чтобы суметь заинтересовать и чему-то обучить ребенка. С раннего возраста дети изучают сразу два иностранных языка, обучаются ремеслам.

Даже обычные уроки в вальдорфском садике отличаются от тех, к которым мы все привыкли. К примеру, уроки рисования – это работа с красками.

Ребенок сам решает, как и что он будет с ними делать, находя свое творческое решение. Ему никогда не укажут, что что-то он делает «не так».

Причем для рисования ему дают всего три основные краски – желтую, красную и синюю. Получать другие цвета, смешивая эти краски, ребенок учится самостоятельно.

Здесь также нет привычных музыкальных занятий, их заменяют ритмические игры: под музыку дети свободно двигаются, декламируют стихи, поют. В группе лежат музыкальные инструменты, на которых каждый может попробовать самостоятельно сыграть. Чтение книг также сопровождается игрой воспитательницы на каком-либо музыкальном инструменте.

Дети, как говорилось выше, изучают ремесла. Они учатся гончарному мастерству, плетению из лозы, земледелию. На участке выделяются грядки, где можно посадить своими руками любую культуру, вплоть до пшеницы, которую затем можно собрать, перемолоть и испечь хлеб. В идеале, в хозяйстве должны быть и домашние животные – коза, корова или овечка, чтобы дети знали, откуда берется молоко.

В таких садах предусмотрены самые разнообразные праздники. Это могут быть как всем известные «красные даты календаря» – Пасха, Рождество, Новый год, так и свои собственные – Праздник Урожая, Праздник Фонариков, Праздник Весны.

Вальдорфская методика: основные минусы

Казалось бы: вечный праздник, ребенок гармонично развивается, уверен в себе, чего еще желать? Вот тут то и проявляются минусы такого воспитания.

Во-первых, дети абсолютно неприспособлены к современным реалиям. Попадая в обычную школу, они не могут приучиться к дисциплине, так как до этого им было все позволено, они не могут загнать себя в определенные рамки.

Во-вторых, к школе они также оказываются не готовы интеллектуально. Дети не умеют читать и писать, не знают счета. Энциклопедических знаний об окружающем мире также нет. Конечно же, это все можно изучать и дома….

Вот только в садике вас на первый раз пожурят, а на второй вообще порекомендуют либо прекратить занятия, либо перестать посещать сад. И не скроешь ведь, так как ребенок все равно проявит полученные знания.

Кстати, посещение спортивных секций, художественных или музыкальных кружков также под запретом.

Выбор игрушек многим тоже может показаться странным. Безусловно, игрушки, сделанные своими руками из природных материалов, могут заинтересовать. С ними здорово ставить кукольные спектакли. Вот только они не сравнятся по степени привлекательности с современными конструкторами или куклами.

Что получается в итоге? Если ребенок после сада пойдет дальше в вальдорфскую школу, для него будут закрыто любое техническое развитие – он продолжит жить в сказке, представляя, что такое автомобиль, но абсолютно не представляя, что заставляет его ехать. Законы физики, механики, химии как-то пройдут мимо него.

Воспитываясь в атмосфере дружелюбия и отсутствия каких-либо запретов, такой ребенок просто не сможет адаптироваться в современной реальности, где требуется дисциплина, где есть хулиганы, где не все происходит так, как хочется ребенку. От этого может произойти нервный срыв.

Так что же, вообще отказаться от этой методики? Наверное, не стоит впадать в крайности. В идеале стоит совмещать некоторые идеи вальдорфской школы с другими методиками раннего развития.

Что вам мешает соорудить вместе с малышом ручных кукол и устроить кукольное представление? Или посадить вместе с ним семена, наблюдая, что из них вырастет? Ищите способы развиваться вместе с ребенком – уверены, вам обоим понравится.

Источник: http://megapoisk.com/valdorfskaja-metodika-pljusy-i-minusy

Вальдорфская школа – основные принципы, плюсы и минусы

Вальдорфская методика

Доброго времени суток, дорогие читатели! Пишу вдохновленная и одновременно озадаченная. Сегодня мне посчастливилось прочесть один удивительный отзыв о вальдорфской школе. Ранее, кажется, я что-то слышала о ней, но, то, что я узнала сегодня – повергло меня в шок!

Система образования в таком учреждении сильно отличается от привычной программы обучения. Причем оказалось, что есть также и детские сады с одноименным названием. И они также отличаются от обычных детских заведений. Каких же принципов придерживается вальдорфская школа, что это такое? Давайте  разбираться!

1. В чем суть вольдорфской школы

Большая часть родителей придерживается мнения, что школа должна держать ребенка в узде. Ровно также, что школа должна учить. И это вполне нормально, ведь это устоявшееся суждение.

Я многое прочла про вальфдорскую школу (методика Штайнера). Спрашивала у людей, которые имели к ней хоть какое-то отношение. В чем разница-то? Оказывается, в данной школе обучение проходит по принципу «желания». Ребенка не заставляют сидеть над учебниками, а дают возможность выбора.

Выходит, что основное отличие вальдорфской школы от общеобразовательной в том, что она направлена на развитие творческой стороны ребенка.

В этой школе вы не увидите телевизоров или компьютеров. Здесь дети не пользуются телефонами. Все игрушки сделаны из натуральных составляющих. Дети мастерят своими руками с первых классов невероятные поделки. Кстати, именно натуральный состав игрушек делает вальдорфскую школу схожей с методикой Монтессори. Но, сейчас не об этом.

Многие родители отметили, что есть в этой школе что-то эзотерическое. Что-то волшебное, невозможное, удивительное. И это «что-то» так и манит детей каждый день идти в школу. Неожиданно, да?

Но ведь не бывает все так прекрасно. Правда? Я решила, что есть всё-таки какие-то подводные камни у данной системы образования. И оказалась права. Давайте рассмотри плюсы и минусы методики Штайнера.

2. Преимущества школы

«Не отнимайте у ребенка детство» — слышали такую фразу? Вальдорфская школа всеми руками «за».

Именно поэтому у школы множество своих особенностей, которые так привлекают родителей и детей:

  1. Основной упор в первых классах обучения делается на развитие личности ребенка. Дети в этой школе – центр вселенной. Каждый из них имеет свое мнение и право высказать его. Педагог, в свою очередь, пытается максимально поддержать ребенка и воплотить его мысль/идею/желание. Главное, чтобы это не навредило другим.
  2. В школе обычно изучается два иностранных языка. Причем обучение начинается с первых классов.
  3. В школе уделяется огромное внимание творчеству. Дети не только рисуют и поют (как это принято в обычных школах), но и играют на музыкальных инструментах, познают эвритмию (искусство художественного движения), танцуют, посещают театральные занятия.
  4. Отсутствую домашние задания.
  5. Праздник – святое. Пасха, Рождество, Новый год, масленица и другие праздничные дни отмечаются с размахом! Подготавливаются сценки, дети учат стихи и песни, мастерят своими руками подарки друг другу. Особое внимание – дню рождению. Вместо привычной раздачи конфет в начале урока – здесь целое торжество. Весь класс подготавливает подарки имениннику, читают ему стихи, дарят открытки.
  6. В школе все едины. Отсутствует дух соперничества. Здесь нет места зависти и злому умыслу. Нет лидеров и «изгоев». Благодаря этому класс превращается в один сплоченный коллектив.

Многие родители отмечают, что дети, воспитанные в данной школе – открытые и добродушные люди.

3. Недостатки школы

Есть несколько нюансов у данной школы, которые мне не совсем понятны. Например, детям не ставят оценки за их знания. Вместо этого на каждого ребенка заводится «тетрадь-характеристика». С одной стороны – отлично. Ребенок не находится «в погоне» за пятеркой. Знания, полученные не «по оценке» гораздо дольше остаются в голове. Но с другой стороны, так сложно оценить успеваемость.

Есть и другие «недочеты»:

  1. Трудности с переводом в другую школу. Оно и понятно, попробуй, переведи характеристику ученика в пятибалльную систему.
  2. Обучение в школе может длиться 12 лет, в то время как в обычной школе можно уйти после 9 класса в колледж или обучаться в целом 11 лет.
  3. Нет сильного упора на точные науки, поэтому зачастую выпускники такой школы – гуманитарии.
  4. Есть бесплатные вальдорфские школы, однако чаще – частные, а значит, платные.
  5. Сравнение с сектой. Некоторые родители отмечают, что атмосфера, которая царит в школе, слишком идеализированная и отрывает ребенка от реальности.

Чтению детей не обучают до второго класса. Впрочем, многие привычные для средней школы уроки здесь вводятся позднее обычного.

4. «Правила» школы

Есть у данной школы свой «изюм», который и делает её особенной.

И это – принципы вальдорфской педагогики:

  1. Здесь не принято говорить ребенку «нет». Ребенок может все! В пределах разумного, конечно. Бить другого ученика, крушить кабинеты и прочее ему не позволят. Но, чаще всего, здесь такого и не случается. Дети очень крепко между собой дружат.
  2. «Нет» преждевременному интеллектуальному развитию. Все должно идти своим чередом. Педагоги данной школы считают, что ребенок в начальных классах ещё не готов изучать трудные науки. На этом и не настаивают. Обычно лишь к четвертому классу начинается действительное обучение. Однако говорят, что именно к четвертому классу развитие детей вальдорфской школы выравнивается и уже ничем не отличается от детей из общеобразовательного учреждения.
  3. Учитель – авторитет. Причем один педагог ведет свой класс от самого начала и до конца. Первые восемь классов именно он будет обучать детей всем дисциплинам и лишь после девятого класса появляются другие педагоги. Детям, кстати, это нравится.
  4. Первый урок – главный урок. Утро детей данной школы начинается с важного предмета: математика, русский язык и так далее. После него обычно делается упор на творческое развитие ребенка.
  5. Отсутствие оценок. И детей это мотивирует. Их никто не пытается оценить. Никто не ставит «два», из-за чего у ребенка не появляется чувства никчемности.
  6. Особая атмосфера. В школе словно живет волшебство. Класс — как одна большая семья. Все праздники могут посещать родители и принимать в них активное участие, наравне с детьми и учителями.
  7. Отсутствие директора. Все школьные вопросы решаются на совете, участники которого: учителя, родители, воспитатели.

6. Перспектива в будущем

Если верить отзывам, большая часть детей абсолютно спокойно сдают экзамены, хотя, как я уже писала выше, здесь не делают акцент на интеллектуальном развитии ребенка.

Выпускники без труда поступают в высшие учебные заведения. Но чаще это творческая или гуманитарная профессия. Профессии, выбранные учениками – их любимые. Они посещают ВУЗы с удовольствием.

Также замечено, что дети из данных школ – открытые, счастливые, добродушные, креативные и творческие. Они легко находят язык с людьми разных мировоззрений и прекрасно умеют работать в коллективе.

В любом случае, только родитель сможет принять решение о том, подходит ли данная школа его ребенку или нет. Меня, например, очень вдохновляет мысль о том, что в данной школе своя гармония.

Здорово, когда ребенок воспитывается и обучается в волшебном месте. И уж очень привлекает тот факт, что школа превращает любой праздник в сказку, где каждый ученик – очень важный и нужный персонаж.

Впрочем, более подробную информацию можно узнать на сайте вальдорфской школы.

Посмотреть подробное видео о вальдорфской школе можно здесь:

Если вам была полезна данная статья – поделитесь ею со своими друзьями и знакомыми. И подписывайтесь на мои обновления, ведь я прощаюсь с вами ненадолго. Пока-пока!

2016-02-29

Источник: https://maminyzaboty.com/valdorfskaya-shkola-osnovnye-printsipy-plyusy-i-minusy.html

Основные принципы воспитания ребенка по Вальдорфской методике

Вальдорфская методика

Вальдорфская методика хороша для детей с гуманитарными склонностями

Одна из популярных методик раннего развития детей. Узнайте, в чем ее плюсы и минусы, в чем отличие от других развивающих методик.

История создания

Вальдорфская методика (или методика Штайнера) была создана  в 1919 году в Германии. Ее основоположники Рудольф Штайнер ( создал педагогику на основе антропософской науки) и Эмиль Мольт (экономически обосновал ее). Методику Штайнера иногда называют самой философской методикой раннего развития.

В ее основе лежит антропософия – достаточно сложное философское направление. Именно это и является одним из камней преткновения в неприятии этой методики последователями православия и других религий.

Однако, при подробном изучении этой методики можно отметить, что для раннего развития влияние антропософского учения минимально.

Классическое преподавание в Вальдорфской школе

В Вальдорфской школе отсутствует жесткая методика. По сути, воспитатель или учитель развивается сам, учитывает индивидуальные особенности детей, свое состояние и запросы дня. Классный учитель – это специалист широкого профиля, он ведет своих учеников с первого по восьмой классы.

В Вальдорфской школе не ставят отметок, но есть оценивание вербальное. Это значит, что педагог, ведущий ребенка, прекрасно знает его способности. И оценивает его по отношению к нему самому, не сравнивая с соседом, другом или требованиям социума. Учитель отмечает малейшие изменения, происходящие с учеником. То, какой он сегодня по сравнению с тем, кокой он был вчера.

Преподавание основных предметов в вальдорфской школе проводится эпохами. В течение 3 — 4 недель, на главном уроке преподают один предмет. Каждый день, 40-50 мин. дети занимаются, предположим, математикой. Это дает очень хорошие результаты.

За месяц они углубляются в этот предмет, не забывают, что было на предыдущем уроке, очень легко за 2-3 минуты вспоминают, что делали вчера и изучают новый материал.

Когда эпоха заканчивается, у ребенка есть возможность переработать то, что он получал в течение месяца, усвоить это.

Плюсы и минусы Вальдорфской школы

Из плюсов однозначно следует отметить очень сильный упор на творческое развитие ребенка, отсутствие шкалы оценок и индивидуальный подход. Обучение для ребенка проходит более гармонично.

Из минусов, то, что система обучения не совпадает с требованиями сильных ВУЗов, и у ребенка, окончившего эту школу, могут быть трудности с поступлением в сильный Вуз.

Особенности развития ребенка в Вальдорфском детском саду

По Штейнеру, ребенка следует как можно дольше (минимум лет до семи) оставлять в его собственном, образно-сказочном мире. Штайнер считал, что ранее обучение – враг образности  и воображения. Логическое мышление, по его мнению, начинает развиваться лет с 12.

Поэтому в Вальдорфском детском саду с логикой работают минимально, чего не скажешь о физическом развитии: здесь очень большое внимание обращают на то, как ребенок разговаривает, дышит, двигается.

То есть, основные акценты поставлены на творчество (художественные способности ребенка), духовное развитие и воспитание.

Отличия Вальдорфских садов:

  • отказ от ранней интеллектуализации (нет нагрузок на память и мышление, ребенок все постигает опытным, а не рассудочным путем);
  • запрет на радио, кино и телевидение (считается, что СМИ дают ребенку слишком сильные впечатление, оказывающие разрушительное действие на психику ребенка);
  • запрет на всякую оценку ребенка (оценки заменены на индивидуальные педагогические характеристики).
  • воспитание через подражание и пример;
  • многообразие игровых форм (так называемые «свободные игры»);
  • ритм и повторение;
  • общий художественный и эстетический фон.

Развивающие игрушки по методике Штайнера

Следует отметить негативное отношение к «неживым» материалам, например пластмассе. Предпочтение отдается куклам, сделанным своими руками, вязанным шерстяным зверятам, игрушкам из дерева. Например, ребенку дают куклу из материи и предлагают разрисовать ей личико, придумать одежду.

Для кого подходит:

Вальдорфская методика хороша для детей с гуманитарными склонностями, замечательная для будущих художников, воспитателей, врачей. Однако, если ребенок более склонен или родители более склонны к экономической сфере, то возможно,  этот путь развития не подойдет.

Выбор за Вами, дорогие родители! Самое главное помнить, что любая методика хороша, если она учитывает индивидуальные особенности ребенка и не навязывается ему насильно.

Источник: http://www.vospitaj.com/blog/osnovnye-principy-vospitaniya-rebenka-po-valdorfskojj-metodike/

Мой психотест
Добавить комментарий