Законы морали

Содержание
  1. О влиянии морали на закон и закона на мораль | back in the ussr
  2. Во многих западных странах существует закон против sexual (сексуальный) harassment (агрессия, оскорбление, притеснение) в общественных местах. Намерения были благими, а к чему это привело? Мужчины боятся сделать женщине самый невинный комплимент. А как влияет отсутствие комплиментов на женщину? Кроме того, мужчины, не подвергая себя опасности совершить правонарушение, могут познакомиться с женщиной теперь только по интернету или в баре. Бар – это тоже еще вопрос. От этого закона страдают и сами женщины. Браков заключается все меньше. Рождаются дети у родителей, подвластным таким законам, все реже.
  3. Мораль
  4. Что такое мораль
  5. Что такое нормы морали
  6. Функции морали
  7. Мораль и этика
  8. Вопрос 3. Структура этического знания. Основные категории
  9. Вопрос 4. Мораль и другие сферы общественной жизни

О влиянии морали на закон и закона на мораль | back in the ussr

Законы морали

Жестокосердие и моральное здоровье общества можно определить по наказаниям, которые оно требует за правонарушения.

Ветхозаветные наказания «душу за душу, кровь за кровь, глаз за глаз» были смягчены в христианские времена.

Взывание к справедливости Христианством были заменены просьбами о милосердии, потому что в Христианстве любой человек рассматривается как грешник. «Все согрешили и лишены славы Божьей». Если же все согрешили, то по справедливости, все должны быть наказаны.

Так в древних рисунках ад представлялся как онгенное море, в которое погружены грешники: кое-кто только по щиколотку, а кто-то и по самое горло.

Я не знаю (не пробовал и не хочу), причиняет ли большее страдание быть обожженным на 10 процентов или на 90, но вывод таков: если все грешники, то все должны гореть в аду.

Отсюда определяюще важной является роль Спасителя, который будучи единственным абсолютно безгрешным, понес наказание «за грехи наши», и чтобы избежать наказания, грешнику необходимо принять (согласиться принять жертву) Иисуса, как своего Спасителя, искупившего грехи.

Человечество началось задумываться о спасении душ грешников. Конечно, прошло время, пока во многих странах смертные казни вовсе были отменены, а споры о правильности этого решения ведутся до сих пор.

Также многие задают вопрос: что гуманнее: казнить преступника или лишить его свободы на всю жизнь. По-моему, высшая цель отмены смертной казни – это дать преступнику время, чтобы осознать причененное им зло, раскаяться в нем и тем самым спасти свою душу.

Так же общество обезопасило себя от греха убийства невиновного.

Высокой формой христианского милосердия является прощение пострадавшим злодея. Лев Толстой создал теорию о непротивлению злу насилием, то есть он считал насилие недопустимым по отношению к преступнику. Мало, кто согласен с этой теорией великого писателя и мыслителя. С этим никак не могу согласиться и я.

В целом же в исторически христианских странах, наказания за правонарушения, как правило, мягче.

А кто такой преступник? – Это человек, нарушивший закон. То есть если из написанного что-то человек нарушил, то он преступник.

А если человек нарушил моральную норму, которая не противоречит своду законов, он преступник или нет? Так же важно, что преступник – это тот, кто уже совершил преступление, то есть действие, а если он только хотел совершить, но отказался от своих намерений или просто не смог, то он не преступник. То есть террорист-смертник не может понести никакого наказания?

А если человек совершил зло настолько изощренное, что для такого зла даже статьи не придумано. Он тоже не преступник? Он – злодей, но судить его не за что, то есть не по чему. А нет такого закона, который он нарушил. Когда-то приговоры выносили правители и их представители иногда по закону, а иногда и по пониманию или понятиям.

Интересно заметить, что по-русски по словам Н.С. Таганцева, «наименование «преступление»… такое деяние должно заключать в себе переход, преступление за какой-то предел, отклонение или разрушение чего-либо». То есть преступник – это человек, переступивший за какой-то предел.

По-украински преступник звучит как «злочинець», а преступление «злочин». То есть причинивший зло и причинение зла соответственно.

И тут возникает противоречие! Если человек нарушил закон, он преступник, но если общество не принимает содеенное им как зло, то он не злочинець! Так же и наоборот!

Интересны моменты, когда действовать по закону и по морали (понятиям) прямо противоречат друг другу. Например, девушка говорит своему парню (или брату или отцу), что ее оскорбили.

По закону, парень должен посоветовать девушке обратиться в суд, и если оскорбления будут иметь под собой юридическую основу как состав преступления для заведения дела, добиваться справедливого наказания и материальной компенсации в суде. Если нет, то просто забыть об этом.

Многие ли мужчины поступят так? А ведь именно так нужно поступить в правовом государстве по закону.

Вариант второй. Взять нож и уж проучить так проучить. Представляю, как зло Вы отреагировали! Что это за средневековая отсталость! Сразу за нож! Нужно просто поговорить по-мужски. Дать в морду в конце концов. Замечу, что в некоторых странах удар кулаком приравнен к применению холодного оружия.

22 августа 2011 не имеющий поражений боец смешанных единоборств, чемпион мира Расул Мирзоев убил молодого парня у ночного клуба.

Этот случай получил резонанс из-за желания многих политиков разыграть национальную карту: кавказец убивает русского парня.

Но этот случай далеко не единственный! Есть другие случаи, когда поставленный удар кулаком (и не обязательно поставленный) убивает или калечит человека. Но ведь разве Вы не были за то, чтобы дать в морду – это приемлемый и правильный вариант.

Когда-то в советские времена, ребенок или подросток, начинавший заниматься боксом, борьбой, может, и еще чем-нибудь потенциально-опасным давал подписку о неприменении полученных навыков на улице. Формальность. Может быть, это и могло бы остановить Мирзоева, но вряд ли.

Так в чем же вина Мирзоева. Он поступил, как должен был поступить мужчина по понятиям. Убийство – трагичная случайность, но разве от этого легче. Но если бы Мирзоев не ударил, то как бы его называли и как бы к нему относились его знакомые, узнавшие об этом?

Нужны законы, которые будут отвечать моральным нормам.

А что если бы по закону, Мирзоев мог бы официально вызвать обидчика на дуэль, только в каком-то виде, в котором не имел бы явного преимущества и где, по крайней мере, смертельного исхода не могло бы быть.

Или ввести закон, что за любое оскорбление женщины наказывать. Возможно наказание должно быть даже телесным. Тогда мужчина не должен мстить. За это мстит государство. Бред? Тогда давайте продолжать наблюдать и возмущаться.

Представим другое событие. Особо впечатлительным не читать! Авария. В горящей машине находится женщина. Ноги ее переломаны и зажаты. Подбегает мужчина. Пытается освободить. Ничего не получается. Дальше страшнее. Он принимает решение: перерезает кожу и мышцы на голенях в местах открытого жуткого перелома и вытаскивает женщину без сознания из машины. Машина взрывается. Он спас эту женщину.

Она подает в суд за тяжкое умышленное принесение вреда здоровью. Она его об этом не просила. Он спас ее жизнь, но принес увечье. Она на это согласия на давала!!! Виновен или не виновен? Суд принимает во внимание, что мера эта была необходимой для спасения жизни. Не виновен! Теперь вопрос: а если бы машина не взорвалась? Я слышал об этом случае.

Не могу ручаться, что он вообще был, но представим, что так все и было. Далее спрошу Вас, сколько денег и нервов стоил этот процес смелому мужчине??? А второй вопрос: в следующий раз в подобной ситуации как поступит этот мужчина? А мужчины, которые знают об этом случае? Убегут и как можно быстрее, а то еще привлекут за преступную бездеятельность.

А разве сегодня такое поведение редкость? Люди бегут, когда от них просят помощи. И не потому что все трусы, а потому что не знают, как же правильно поступить. Люди боятся, что совершая моральный поступок можно оказаться на скамье подсудимых!

Например, в драке трое жестоко бьют одного. Заступиться за одного? Кто хоть раз это делал знает, что это значит напасть на троих, причем рискуя своим здоровьем, а может и жизнью.

А потом окажется, что один из них чудесный парень и, что более важно, с хорошими и уважаемыми родителями. И забудут, что этот парень принимал участие в групповом избиении, но вспомнят, что защитник нанес тяжелые физические, а еще и моральные травмы бедному пострадавшему.

А потом люди возмущаются, почему же можно избивать одного втроем в людном месте, и никто этого не остановит.

Вот так законы, а точнее система влияет на ухудшение морального состояния общества. Закон превращает настоящих мужчин в законопослушных, а точнее в законобоязненных граждан.

Во многих западных странах существует закон против sexual (сексуальный) harassment (агрессия, оскорбление, притеснение) в общественных местах. Намерения были благими, а к чему это привело? Мужчины боятся сделать женщине самый невинный комплимент. А как влияет отсутствие комплиментов на женщину? Кроме того, мужчины, не подвергая себя опасности совершить правонарушение, могут познакомиться с женщиной теперь только по интернету или в баре. Бар – это тоже еще вопрос. От этого закона страдают и сами женщины. Браков заключается все меньше. Рождаются дети у родителей, подвластным таким законам, все реже.

Законы общества должны отвечать морали общества. Если закон противоречит морали, закон нужно менять. Также некоторые нежелательные понятия в обществе могут быть изменены законом. Но это делать нужно крайне осторожно!

Источник: http://maxpark.com/community/129/content/1400745

Мораль

Законы морали

Мораль – это условная концепция правил, принципов, норм, базирующихся на парадигме оценок злого и доброго, которая сформировалась в определенный период времени. Это модель общественного сознания, метод регуляции поведения субъекта в обществе. Она развивается как в индивидуальной, так и общественной форме субъективных отношений.

Понятие морали с точки зрения, рассматриваемой психологами – это фрагмент психики человека, сформировавшийся на глубинном уровне, отвечающий за оценку событий, происходящих в различных плоскостях со значением хорошо и нехорошо. Слово мораль зачастую употребляется как синоним слова «нравственность».

Что такое мораль

Слово «мораль» ведет свое происхождение с классического латинского языка. Оно образовано от «mos» латинского слова, имеющего значение – нрав, обычай. Ссылаясь на Аристотеля, Цицерон руководствуясь этим значением, сформировал слова: «moralis» и «moralitas» – моральный и мораль, которые стали эквивалентами к выражениям из греческого языка: этика и этический.

Главным образом термин «мораль» применяется для обозначения типа поведения общества как целостного, но бывают исключения, например, мораль христианская или буржуазная. Таким образом, термин используется только касательно ограниченной группы населения.

Анализируя отношения общества в различные эпохи существования к одному и тому же действию, следует отметить, что мораль – это условная величина, изменчивая в связи с принятым общественным укладом.

Каждая нация имеет свою мораль, базирующуюся на основе полученного опыта и традициях.

Некоторыми учеными так же было подмечено, что разные правила морали применяются к субъектам не только различных национальностей, но и к субъектам, принадлежащим к «чужой» группе.

Определение группы людей в векторе «своя», «чужая» происходит на психологическом уровне соотношения индивидом себя с данной группой в различных смыслах: культурном, этническом, и других.

Отождествляя себя с конкретной группой, субъект принимает те правила и нормы (мораль), которые приняты в ней, считай такой образ жизни более справедливым, нежели следование морали целого общества.

Человеку известно большое количество значений данного понятия, которое трактуется с всевозможных точек зрения в различных науках, но основа его остается константной – это определение человеком своих поступков, деяний общества в эквиваленте «хорошо-плохо».

Мораль создается на основе парадигмы, принятой в конкретном обществе, поскольку обозначения «плохо или хорошо» являются относительными, а не абсолютными, а объяснение нравственности или безнравственности различного рода деяний являются условными.

Мораль, как объединение правил и норм общества формируется в течение продолжительного периода на основе традиций и законов, принятых в определенном обществе. Для сравнения можно использовать пример связанный со сжиганием ведьм – женщин, которых подозревали в использовании волшебства и чернокнижия.

В такой период как средневековье на фоне принятых законов такое действие считалось высокоморальным поступком, то есть добром. В современной парадигме принятых законов, такое зверство считается абсолютно неприемлемым и глупым преступлением по отношению к субъекту. Одновременно с этим можно поставить такие происшествия как, святые войны, геноцид или рабство.

В свою эпоху в конкретном обществе со своими законами такие действия принимались за норму, считались абсолютно моральными.

Формирование морали напрямую связано с эволюцией разнообразных этносов человечества в ее социальном ключе. Ученые, изучающие социальную эволюцию народностей, считают мораль как результат воздействия сил эволюции на группу в целом и на человека индивидуально.

Опираясь на их представление, поведенческие нормы, предписанные моралью, изменяются в период эволюционирования человечества, обеспечивая выживания видов и их репродукцию, способствуют гарантированно успех эволюции. Наряду с этим субъект формирует в себе «про-социальную» основополагающую часть психики.

В последствие формируются ощущение ответственности за содеянное, чувство эмпатии, вины.

Соответственно мораль – это определенная совокупность поведенческих норм, которая образуется в течение длительного промежутка времени, под воздействием окружающих условий в определенный момент формирует совокупность установленных идеологических норм, способствующих к развитию человеческого сотрудничества.

Так же она направлена на избежание индивидуализма субъекта в обществе; формирование групп, объединённых общим мировоззрением. Социобиологи рассматривают такую точку зрения у целого ряда видов социальных животных, существует стремление к изменению поведения устремленного на выживание и сохранение собственного вида в период эволюции.

Что соответствует формированию морали, даже у животных. У человека же моральные нормы развиты более изощренно и разнообразно, но сконцентрированы так же на предотвращении индивидуализма в поведении, что способствует формированию народностей и соответственно повышает шансы на выживание.

Считается, что даже такие нормы поведения как родительская любовь являются последствиями эволюции морали человечества – этот тип поведения повышает уровень выживания потомства.

Исследования человеческого мозга, проведенные социобиологами, определяют что, части коры головного мозга субъекта, которые задействованы в период занятости человеком вопросами морали, не формируют отдельную когнитивную подсистему.

Зачастую в период решения задач морали задействываются области мозга локализующих в себе нейронную сеть, отвечающую за представления субъектом о намерении других. В такой же мере задействывается нейронная сеть, отвечающая за представление индивидом эмоционального переживания других личностей.

То есть во время решения моральных задач человек использует те участки своего мозга, которые соответствуют сопереживанию и эмпатии, это свидетельствует, что мораль направлена на развитие взаимопонимания субъектов межу собой (умение индивида видеть вещи глазами другого субъекта, понимать его чувства и переживания).

Согласно с теорией моральной психологии мораль как таковая развивается и меняется так же по мере формирования личности. Существует несколько подходов понимания формирования морали на личностном уровне:

– когнитивный подход (Жан Пиаже, Лоренц Кольберг и Элиот Тюриель (Elliot Turiel)) – мораль в личностном развитии проходит несколько конструктивных этапов или областей;

– биологический подход (Джонатан Хайдт и Мартин Хоффман (Martin Hoffman)) – мораль рассматривается на фоне развития социальной или эмоциональной составляющей психики человека.

Интересным для развития учения о морали как психологической составляющей личности, является подход психоаналитика Зигмунда Фрейда, который предположил, что мораль формируется как последствие стремления «супер-эго» выйти из состояния стыда, чувства вины.

Что такое нормы морали

Выполнение моральных норм есть моральным долгом субъекта, нарушение этих мер поведения представляет собой чувство моральной вины.

Нормы морали в обществе – это общепринятые меры поведения субъекта, которые возникают из сформировавшейся морали. Совокупность этих норм формирует определенную систему правил, какие во всех отношениях отличаются от нормативных систем общества таких как: обычаи, права и этика.

На ранних этапах формирования моральные нормы были непосредственно сопряжены с религией, которая предписывает моральным нормам значение божественного откровения.

Каждая религия имеет в наличии совокупность определенных моральных норм (заповедей) обязательных для выполнения всеми верующими. Не выполнение предписанных моральных норм в религии считается греходеянием.

В различных мировых религиях существует некоторая закономерность в соответствии с моральными нормами: воровство, убийства, прелюбодеяние, ложь являются неоспоримыми правилами поведения верующих.

Исследователями, занимающимися изучением формирования моральных норм, выдвигается несколько направлений в понимании значения этих норм в обществе. Одни, полагают, что соблюдение правил, предписанных в морали, является приоритетным в обличье от иных норм.

Последователи этого направления, приписывая данным моральным нормам определенные свойства: универсальность, категоричность, неизменность, жестокость.

Второе направление, которое изучается учеными, предполагает, что приписывание абсолютизма, общепринятости и обязательности моральным нормам, выступает в роли некого фанатизм.

По форме проявления, некоторые нормы морали в обществе имеют сходство с правовыми нормами. Так принцип «не укради» является общим для обеих систем, но задавая вопрос, почему субъект следует данному принципу можно определить направленность его мышления. Если субъект следует принципу, потому что боится юридической ответственности, то его поступок является правовым.

Если субъект убежденно следует этому принципу, потому что кража – это плохой (злой) поступок, вектор направленности его поведения следует моральной системе. Существуют прецеденты, в которых соблюдение моральных норм противоречит законодательству.

Субъект, считая своим долгом, к примеру, украсть лекарство, дабы спасти своего близкого человека от смерти поступает морально правильно, при этом абсолютно нарушает закон.

Исследуя формирование норм морали, научные работники пришли к некой классификации:

– нормы, затрагивающие вопросы о существовании индивида как биологического существа (убийство);

– нормы о независимости субъекта;

– нормы социальных конфликтов;

– нормы о доверии (верность, правдивость);

– нормы, касающиеся достоинства субъекта (честность, справедливость);

– нормы конфиденциальности;

– нормы об иных нормах морали.

Функции морали

Человек существо имеющее свободу выбора и он имеет полное право выбирать путь следования моральным нормам или наоборот. Такой выбор человека, который ставит на чаши весов добро или зло получил название моральный выбор.

Имея такую свободу выбора в реальной жизни субъект сталкивается с нелегкой задачей: следовать личностным потребностям или слепо следовать должному.

Сделав выбор для себя, субъект несет определенные моральные последствия, за которые сам субъект отвечает, как перед обществом, так и перед самим собой.

Анализируя особенности морали, можно извлечь несколько ее функций:

– Функция регулирования. Следование моральным принципам оставляет определенный след в сознании индивида. Формирование определенных взглядов поведения (что делать разрешается, а что нельзя) происходит еще с раннего возраста.

Такого рода образ действий помогает субъекту корректировать свое поведение в русле полезности не только для себя, но и для общества.

Моральные нормы способны регулировать индивидуальные убеждения субъекта в такой же мере взаимодействия между собой групп людей, что благоприятствует сохранению культуры, стабильности.

– Функция оценки. Поступки и ситуации, происходящие в социальном обществе, мораль, оценивает в аспекте доброго и злого.

Произошедшие действия оцениваются за их полезность или отрицательность для дальнейшего развития, за этим со стороны морали каждому действию дается оценка.

Благодаря этой функции у субъекта формируется понятия принадлежности себя к обществу и вырабатывается своя позиция в нем.

– Функция воспитания. Под влиянием данной функции у человека формируется осознание важности не только своих потребностей, но и потребностей людей, которые его окружают. Возникает чувство эмпатии и уважения, что способствует гармоническому развитию взаимоотношений в обществе, понимание нравственных идеалов другого индивида, способствует лучшему пониманию друг друга.

– Функция контроля. Определяет контроль использования моральных норм, а также осуждение их последствий на уровне общества и индивидуальном.

– Функция интеграции. Следование нормам морали объединяет человечество в единую группу, что поддерживает выживание человека как вида. А также способствует поддержанию целостности духовного мира личности. Ключевыми функциями морали являются: оценочная, воспитательная и регулирующая. Именно они отображают социальную значимость морали.

Мораль и этика

Термин этика имеет греческое происхождение от слова «ethos». Употребление данного слова обозначало поступки или действия человека, которые были властные лично ему самому. Аристотель определял значение слова «этос» в качестве добродетели характера субъекта.

В последствии повелось, что слово «ethicos» – этосный, обозначающее что-то относящееся к темпераменту или нраву субъекта. Появление такого определения повлекло за собой формирование науки этики – изучающей добродетели характера субъекта.

В культуре древнеримской империи было слово «moralis» – определяющее широкий круг явлений человека. Позднее появилось производное от этого термина «moralitas» – относящееся к обычаям или характеру.

Анализируя этимологическое содержание этих двух терминов («moralitas» и «ethicos»), следует отметить совпадение их значений.

https://www.youtube.com/watch?v=-1aWNkdQYdo

Многим известно, что такие понятия как «мораль» и этика» являются близкими по своему смыслу, так же часто их считают взаимозаменяемыми. Многие же используют эти понятия как продолжения друг друга. Этика же первым делом – это философское направление, которое изучает вопросы морали.

Часто выражение «этика» используется для обозначения конкретных моральных принципов, традиций, обычаев, которые бытуют среди субъектов ограниченной группы общества. Кантовская система рассматривает слово мораль, используя его для обозначения понятия долга, принципов поведения и обязательств.

Слово «этика» использует система рассуждений Аристотеля для обозначения добродетели, неразделимости моральных и практических соображений.

Понятие морали, как системы принципов формирует совокупность правил, которые основываются на многолетней практике, и позволяет человеку определить стиль поведения в обществе.

Этика же является разделом философии и теоретического обоснования данных принципов.

В современном мире понятие этики сберегло первоначальное обозначение, как науки в рядах философии изучающей свойства человека, реальные явления, правила и нормы, которые есть нормы морали в обществе.

Источник: http://psihomed.com/moral/

Вопрос 3. Структура этического знания. Основные категории

Законы морали

  1. Основные составляющие этики:

• содержаниеэтики, общая теория морали;

• теоретическоеобоснование развития морали, этическиеучения. общей теорииморали(ее предмет):

• сущностьнравственности;

• индивидуальнаяи общественная заданность нравственности;

• развитиеценностных ориентиров.

Многочисленныеэтические учения различают по ихмировоззренчес­кой основе и определениюприроды морали.

Элементамиструктуры этического знания являютсясовокупность мораль­ных качествличности, а также моральные нормыобщественной жизни. Эти элементывыражаются в таких понятиях, как:

• моральноесознание;

• моральнаяпрактика;

• законынравственности;

• категории этики.

Моральноесознаниечеловека социально (реализуется всистеме обще­ственных отношений) ивыражается в:

теоретическомосмыслении нравственных норм и правил;

• субъективномобосновании нравственности (пониманиечеловеком мо­ральных норм, его моральныечувства);

• оценке явленийокружающей действительности;

• нравственномсопереживании и т. п.

Моральноесознание человека неразрывно с егоморальнойпрактикой. Основнойформой моральной практики являютсяморальные отноше­ния.

Моральныеотношения реализуются в моральныхдействиях (поступ­ках), которыесоставляют нравственное поведениелюдей.

Моральныедействиямогут быть сознательными иинтуитивно-чувствен­ными.

2.Важным элементом структуры этическогознания являютсязаконымо­рали.Они одновременно:

объективны,универсальны, общезначимы, подчиняютвсе процессы жизни общества;

субъективны,являются осознанным и добровольнымвыбором каждого человека.

3.Категорииэтикиопределяют:

• цели развитиячеловека и общества;

• универсальныезначения нравственности и т. п. (понятия”добро”, “спра­ведливость”,”счастье” и т. д.);

• содержаниеморального сознания индивидов (понятия”честь”, “совесть” и т. д.).

Другиекатегории фиксируют отрицательныенравственные принципы (общее понятие”зло”).

Категория”добро”– системообразующее начало нравственныхпонятий и этического знания.

Категориянравственногодолгавыражает индивидуальное проявлениедобра и мотив нравственных поступков.

Категории”честь”, “совесть” ит. п. раскрывают содержание моральнойзаданности человека.

Вопрос 4. Мораль и другие сферы общественной жизни

  1. Связь морали с формами общественного сознания (экономикой, политикой, правом, религией и др.)

  2. Мораль и общественные отношения. Функции морали

1.Моральодновременно является:

* характеристикойиндивида;

* совокупностьюнравственных представлений людей;

* формой общественногосознания.

В отличие от другихформ общественного сознания мораль;

• не имеет своихинститутов;

• входит в составвсех областей духовной деятельностилюдей;

• каккатегория не имеет четких определений,их значения толкуются субъективно;

• вовзаимодействии с другими формамиобщественного сознания мо­ральдоминирует.

Моральтесно связана с другими формамиобщественного сознания. Связьморали с экономикой:

нравственность- важное условие развития производительныхсил об­щества (усложнение техники,новые технологии требуют ответственно­стиработников, творческого подхода к трудуи т. п.);

• владельцысредств производства вынуждены учитыватьинтересы работ­ников;

• впроизводстве и особенно в торговлеважны честность, порядочность и т. д.

Моральи политика.Одной из форм упорядочения жизни обществаявля­ется власть. Политики и идеологиоперируют такими понятиями, как гуманизм,социальная справедливость и т. п.

Вто же время смыслом политическойдеятельности является борьба заприобретение и сохранение власти.Моральная регуляция сводится к минимуму.

На первый план выходят личные иликорпоративные инте­ресы, интересыпартий, классов (в тоталитарныхгосударствах).

НиколоМакиавелли(1469 – 1527) втрактате “Государь” утверждалполитичес­кую целесообразностьнесправедливости (“цель оправдываетсредства”).

Политическоесознание членов общества (особенно вдемократических обществах) ориентированона социальную справедливость, долгперед обществом и т. п.

Реакцией людей навласть также могут быть:

недоверие,политическая апатия;

• конформизм;

• сопротивление,диссидентство, анархия.

Связьморали с правом.Право регулирует все области жизниобщества при помощи правовых норм,кодексов (уголовных, гражданских и др.).Правовыенормыв своей основе содержат пониманиесправедливости, но могут расходитьсяс представлениями простых людей осправедли­вости (например, незаконность,наказуемость кровной мести).

Правоможет учитывать моральные переживаниялюдей при оценке преступления (судприсяжных).

Связьморали с религией.В основе всех мировых религий лежатобщечело­веческие нравственные нормы.Однако религиозность сама по себе негарантирует нравственности людей(например, религиозный фанатизм,нетерпимость). Как верно и обратное -неверующий человек может быть нравственным.

Моральи искусствопересекаются.Искусство может быть:

• моральным,проповедующим высокие нравственныеценности;

• аморальным,

• не затрагивающимпроблем нравственности.

Моральи наука(особенно гуманитарные отрасли)взаимосвязаны. Важ­нейшей проблемойявляется определение меры ответственностиучено­го за свое открытие (например,расщепление урана).

2. Мораль иобщественные отношения.Мораль – результат исторического развитияобщества: усложнения его социальнойструктуры, роста по­требностей людей,разделения и специализации труда. Моральявляется универсальным способоморганизации и развития как общества вце­лом, так и отдельных людей.

Функцииморали в обществе:

• нравственнаяориентация людей;

• регуляцияобщественных отношений (при помощиморальных кодек­сов, традиций,религиозных норм и т. п.);

• определениеперспектив и целей историческогоразвития человека и общества.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5283717/page:2/

Мой психотест
Добавить комментарий